Идея очерка на эту тему пришла мне в голову при чтении детского журнала, выложенного на этом форуме. Сразу хочу оговориться, собрать информацию об отделке всех станций мне не удалось, ибо источников крайне мало, а писать просто мрамор или гранит в описании материалов использованных при отделке, согласитесь не интересно. Если кому-то не интересен рассказ, представленный ниже, можно просто ознакомиться со сводной базой по станциям прикреплённой в качестве вложения к теме в окончании рассказа.
При отделке станций нашего метрополитена используется множество разновидностей камней, наиболее всем известны такие породы как мрамор или гранит. Также стоит отметить , что при отделке существует некое правило, а именно более грубый и прочный гранит используется для облицовки пола(иногда правда и для путевых стен), в то время как мрамор в основном для облицовки путевых стен, колонн , пилонов и т.п.
При строительстве первой очереди все облицовочные камни были привозными, граниты были привезены с Украины, мрамор с Урала и Грузии. При оформлении пола на Площади Восстания, помимо гранитов, был использован и «габбро-норит», правда, только лишь в его окантовке.
На станции Технологический Институт пол был полностью выложен «габбро-норитом».
Не менее богато и пышно выглядели и отделки пилонов, колонн и путевых стен. К примеру при отделки станции Кировский Завод был использованы мраморы двух сортов(Сванетия и из месторождения Коркодинское), в результате образуя замечательную композицию .
Граниты и мраморы оставались привозными до начала 1970-ых годов. К этому времени начали использовать месторождения Карельского перешейка: гранитные – Возрождение, Каменногорское, Каарлахтинское (Кузнечное), а также мраморное Рускеальское и габбро-диабазов – Ропручейское, кварцитов – Шокшинское.
Большая часть материалов с этих и других месторождений была использована при оформлении станций севера МПЛ, а именно: Горьковская, Черная Речка, Удельная(более подробно о сортах камней можно ознакомится в сканах приложенных в конце рассказа). А также и при оформлении продолжения КВЛ: Площадь Мужества, Академическая, Гражданский Проспект.
Начало промышленного использования месторождений гранита Северо-запада позволило массово использовать его при декорировании станций, но не только при облицовке полов подземных залов, но и при строительстве павильонов, лестниц, переходов и других помещений метрополитена на всех новых линиях и станциях. Им также облицовывают цоколи вестибюлей, террасы и площадки перед ними [вестибюлями].
Немало важную роль в великолепии станций имеет место и обслуживания материалов облицовки. Имеет место быть случаи хулиганства службы тоннельных сооружений, которая отвечает за эксплуатацию облицовок, а именно замена оригинальных материалов – суррогатами. В довесок к этому на некоторых станциях производился ремонт путевых стен, всем нам хорошо известны примеры Площади Мужества или же Политехнической. Ещё один «бич» отделок – варварская установка разных конструкций, рекламы и прочих элементов.
Вот, в общем-то, и всё, спасибо, что добрались вместе со мной до конца моего рассказа, надеюсь вам было интересно.
Прикладываю составленную собственноручно базу данных по станциям нашего метрополитена с указанием облицовочных камней, использованных, при отделке и обещанные сканы
В завершении хотелось бы сказать спасибо следующим пользователям: Shudder'у за советы, kot'у за интересные воспоминания.
При составлении очерка была использована следующая литература: книга М.С. Зискинда "Декоративно-облицовочные камни", номера Ленинградской Панорамы.
Фотография Черной Речки взята с небезызвестного сайта, фотография Технологического Института взята с ЖЖ её автора
P.S. Дополнения и исправления приветствуются!
Облицовочные камни в отделке станций
- andreev
- Сообщения: 2857
- Зарегистрирован: 26 июн 2009, 16:30
- id ВКонтакте: 0
- Станция метро: Проспект Славы
- Откуда: Санкт-Петербург, ФПЛ
Облицовочные камни в отделке станций
How could you be so blind?
- Almak
- Сообщения: 711
- Зарегистрирован: 18 янв 2009, 11:41
- id ВКонтакте: 0
- Станция метро: Купчино
Re: Облицовочные камни в отделке станций.
Сразу признаюсь, что базу пока не посмотрел (не установлен Microsoft Access).
Но кое-какие дополнения есть к сообщению.
"Балтийская". Во время относительно недавнего ремонта мрамор Сванетия (серый дымчатый) на колоннах был заменён на Уфалейский мрамор (серо-голубой). Скорее всего, купить мрамор в Грузии было бы гораздо дороже, чем на Урале.
"Технологический институт -1". Вы пишете, что пол был полностью выложен «габбро-норитом», но на фото, приведённом сразу под этой строкой, видно, что там два вида камня. Второй - жежелевский гранит. Уральский мрамор на стенах - "Коэлга".
Вообще, по отделке первых восьми станций исчерпывающую информацию даёт А.М. Соклов (тогда - главный архитектор Метрополитена) в своей книге "Станции Ленинградского метро" (Л.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1957г). Кстати, эту книгу в pdf я выкладывал на форуме.
Но кое-какие дополнения есть к сообщению.
"Балтийская". Во время относительно недавнего ремонта мрамор Сванетия (серый дымчатый) на колоннах был заменён на Уфалейский мрамор (серо-голубой). Скорее всего, купить мрамор в Грузии было бы гораздо дороже, чем на Урале.
"Технологический институт -1". Вы пишете, что пол был полностью выложен «габбро-норитом», но на фото, приведённом сразу под этой строкой, видно, что там два вида камня. Второй - жежелевский гранит. Уральский мрамор на стенах - "Коэлга".
Вообще, по отделке первых восьми станций исчерпывающую информацию даёт А.М. Соклов (тогда - главный архитектор Метрополитена) в своей книге "Станции Ленинградского метро" (Л.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1957г). Кстати, эту книгу в pdf я выкладывал на форуме.
-
- Сообщения: 4357
- Зарегистрирован: 30 апр 2009, 20:14
- id ВКонтакте: 3852797
- Станция метро: Кировский Завод
- Telegram: densok92
- Контактная информация:
Re: Облицовочные камни в отделке станций.
Almak писал(а):"Балтийская". Во время относительно недавнего ремонта мрамор Сванетия (серый дымчатый) на колоннах был заменён на Уфалейский мрамор (серо-голубой). Скорее всего, купить мрамор в Грузии было бы гораздо дороже, чем на Урале.
Вы имели ввиду, наверное, "Кировский Завод"?
- Almak
- Сообщения: 711
- Зарегистрирован: 18 янв 2009, 11:41
- id ВКонтакте: 0
- Станция метро: Купчино
Re: Облицовочные камни в отделке станций.
О, да, конечно! Ошибся!
- Vladimir91
- Сообщения: 2113
- Зарегистрирован: 18 май 2009, 14:44
- id ВКонтакте: 0
- Станция метро: Гражданский Проспект
- Откуда: СПб
Re: Облицовочные камни в отделке станций.
Надо ещё упомянуть про травертин - используется на станциях: Выборгская, Политехническая (правда там его уже почти не осталось), Озерки, Крестовский остров.
- Florstein
- Сообщения: 2855
- Зарегистрирован: 03 окт 2005, 18:03
- id ВКонтакте: 0
- Станция метро: Проспект Ветеранов
- Telegram: https://t.me/wikiphoto_space
- Контактная информация:
Re: Облицовочные камни в отделке станций.
Травертин так же используется на Спасской, и, насколько я помню, в Купчино.
- kot
- Профессионал
- Сообщения: 8281
- Зарегистрирован: 21 июл 2007, 17:39
- id ВКонтакте: 0
- Станция метро: Озерки
- Откуда: издалека
Re: Облицовочные камни в отделке станций.
На Проспекте Ветеранов- лабрадорит.
Если не знаешь, что делать - не делай ничего.
- Florstein
- Сообщения: 2855
- Зарегистрирован: 03 окт 2005, 18:03
- id ВКонтакте: 0
- Станция метро: Проспект Ветеранов
- Telegram: https://t.me/wikiphoto_space
- Контактная информация:
Re: Облицовочные камни в отделке станций.
kot, сей факт в базе отражён.
- kot
- Профессионал
- Сообщения: 8281
- Зарегистрирован: 21 июл 2007, 17:39
- id ВКонтакте: 0
- Станция метро: Озерки
- Откуда: издалека
Re: Облицовочные камни в отделке станций.
Ой, прозевал.
Если не знаешь, что делать - не делай ничего.