Облицовочные камни в отделке станций

Здесь обсуждаем все, что связано со станциями нашего метрополитена
Ответить
Аватара пользователя
andreev
Сообщения: 2857
Зарегистрирован: 26 июн 2009, 16:30
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Проспект Славы
Откуда: Санкт-Петербург, ФПЛ

Облицовочные камни в отделке станций

Сообщение andreev »

Идея очерка на эту тему пришла мне в голову при чтении детского журнала, выложенного на этом форуме. Сразу хочу оговориться, собрать информацию об отделке всех станций мне не удалось, ибо источников крайне мало, а писать просто мрамор или гранит в описании материалов использованных при отделке, согласитесь не интересно. Если кому-то не интересен рассказ, представленный ниже, можно просто ознакомиться со сводной базой по станциям прикреплённой в качестве вложения к теме в окончании рассказа.

При отделке станций нашего метрополитена используется множество разновидностей камней, наиболее всем известны такие породы как мрамор или гранит. Также стоит отметить , что при отделке существует некое правило, а именно более грубый и прочный гранит используется для облицовки пола(иногда правда и для путевых стен), в то время как мрамор в основном для облицовки путевых стен, колонн , пилонов и т.п.
При строительстве первой очереди все облицовочные камни были привозными, граниты были привезены с Украины, мрамор с Урала и Грузии. При оформлении пола на Площади Восстания, помимо гранитов, был использован и «габбро-норит», правда, только лишь в его окантовке.
На станции Технологический Институт пол был полностью выложен «габбро-норитом».
Технологический Институт, пол отделан слипчинским габбро-норитом, Колонны и путевые стены белым уральским мрамором
Технологический Институт, пол отделан слипчинским габбро-норитом, Колонны и путевые стены белым уральским мрамором

Не менее богато и пышно выглядели и отделки пилонов, колонн и путевых стен. К примеру при отделки станции Кировский Завод был использованы мраморы двух сортов(Сванетия и из месторождения Коркодинское), в результате образуя замечательную композицию .
Кировский Завод
Кировский Завод

Граниты и мраморы оставались привозными до начала 1970-ых годов. К этому времени начали использовать месторождения Карельского перешейка: гранитные – Возрождение, Каменногорское, Каарлахтинское (Кузнечное), а также мраморное Рускеальское и габбро-диабазов – Ропручейское, кварцитов – Шокшинское.
Большая часть материалов с этих и других месторождений была использована при оформлении станций севера МПЛ, а именно: Горьковская, Черная Речка, Удельная(более подробно о сортах камней можно ознакомится в сканах приложенных в конце рассказа). А также и при оформлении продолжения КВЛ: Площадь Мужества, Академическая, Гражданский Проспект.
Горьковская, пилоны отделаны сааремским известняком
Горьковская, пилоны отделаны сааремским известняком

Чёрная Речка, путевые стены и частично пол отделаны Ропручейским габбро-диабазом
Чёрная Речка, путевые стены и частично пол отделаны Ропручейским габбро-диабазом

Гражданский Проспект, Путевые стены и колонны отделаны газганским мрамором. Пол отделан гранитами Северо-Запада различных цветов
Гражданский Проспект, Путевые стены и колонны отделаны газганским мрамором. Пол отделан гранитами Северо-Запада различных цветов

Начало промышленного использования месторождений гранита Северо-запада позволило массово использовать его при декорировании станций, но не только при облицовке полов подземных залов, но и при строительстве павильонов, лестниц, переходов и других помещений метрополитена на всех новых линиях и станциях. Им также облицовывают цоколи вестибюлей, террасы и площадки перед ними [вестибюлями].

Немало важную роль в великолепии станций имеет место и обслуживания материалов облицовки. Имеет место быть случаи хулиганства службы тоннельных сооружений, которая отвечает за эксплуатацию облицовок, а именно замена оригинальных материалов – суррогатами. В довесок к этому на некоторых станциях производился ремонт путевых стен, всем нам хорошо известны примеры Площади Мужества или же Политехнической. Ещё один «бич» отделок – варварская установка разных конструкций, рекламы и прочих элементов.

Вот, в общем-то, и всё, спасибо, что добрались вместе со мной до конца моего рассказа, надеюсь вам было интересно.
Прикладываю составленную собственноручно базу данных по станциям нашего метрополитена с указанием облицовочных камней, использованных, при отделке и обещанные сканы
Отделка станций ПМ.zip
База внутри архива, по причине того, что расширение mdb запрещено
(60.24 КБ) 385 скачиваний

М.С. Зискинд "Декоративно-облицовочные камни"
М.С. Зискинд "Декоративно-облицовочные камни"

М.С. Зискинд "Декоративно-облицовочные камни"
М.С. Зискинд "Декоративно-облицовочные камни"

В завершении хотелось бы сказать спасибо следующим пользователям: Shudder'у за советы, kot'у за интересные воспоминания.
При составлении очерка была использована следующая литература: книга М.С. Зискинда "Декоративно-облицовочные камни", номера Ленинградской Панорамы.
Фотография Черной Речки взята с небезызвестного сайта, фотография Технологического Института взята с ЖЖ её автора

P.S. Дополнения и исправления приветствуются! :)
How could you be so blind?

Изображение
Аватара пользователя
Almak
Сообщения: 711
Зарегистрирован: 18 янв 2009, 11:41
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Купчино

Re: Облицовочные камни в отделке станций.

Сообщение Almak »

Сразу признаюсь, что базу пока не посмотрел (не установлен Microsoft Access).

Но кое-какие дополнения есть к сообщению.
"Балтийская". Во время относительно недавнего ремонта мрамор Сванетия (серый дымчатый) на колоннах был заменён на Уфалейский мрамор (серо-голубой). Скорее всего, купить мрамор в Грузии было бы гораздо дороже, чем на Урале.

"Технологический институт -1". Вы пишете, что пол был полностью выложен «габбро-норитом», но на фото, приведённом сразу под этой строкой, видно, что там два вида камня. :) Второй - жежелевский гранит. Уральский мрамор на стенах - "Коэлга".

Вообще, по отделке первых восьми станций исчерпывающую информацию даёт А.М. Соклов (тогда - главный архитектор Метрополитена) в своей книге "Станции Ленинградского метро" (Л.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1957г). Кстати, эту книгу в pdf я выкладывал на форуме.
Den.S
Сообщения: 4357
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 20:14
id ВКонтакте: 3852797
Станция метро: Кировский Завод
Telegram: densok92
Контактная информация:

Re: Облицовочные камни в отделке станций.

Сообщение Den.S »

Almak писал(а):"Балтийская". Во время относительно недавнего ремонта мрамор Сванетия (серый дымчатый) на колоннах был заменён на Уфалейский мрамор (серо-голубой). Скорее всего, купить мрамор в Грузии было бы гораздо дороже, чем на Урале.

Вы имели ввиду, наверное, "Кировский Завод"?
Аватара пользователя
Almak
Сообщения: 711
Зарегистрирован: 18 янв 2009, 11:41
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Купчино

Re: Облицовочные камни в отделке станций.

Сообщение Almak »

О, да, конечно! Ошибся! :fool:
Аватара пользователя
Vladimir91
Сообщения: 2113
Зарегистрирован: 18 май 2009, 14:44
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Гражданский Проспект
Откуда: СПб

Re: Облицовочные камни в отделке станций.

Сообщение Vladimir91 »

Надо ещё упомянуть про травертин - используется на станциях: Выборгская, Политехническая (правда там его уже почти не осталось), Озерки, Крестовский остров.
Аватара пользователя
Florstein
Сообщения: 2855
Зарегистрирован: 03 окт 2005, 18:03
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Проспект Ветеранов
Telegram: https://t.me/wikiphoto_space
Контактная информация:

Re: Облицовочные камни в отделке станций.

Сообщение Florstein »

Травертин так же используется на Спасской, и, насколько я помню, в Купчино.
Аватара пользователя
kot
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 8281
Зарегистрирован: 21 июл 2007, 17:39
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Озерки
Откуда: издалека

Re: Облицовочные камни в отделке станций.

Сообщение kot »

На Проспекте Ветеранов- лабрадорит.
Если не знаешь, что делать - не делай ничего.
Аватара пользователя
Florstein
Сообщения: 2855
Зарегистрирован: 03 окт 2005, 18:03
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Проспект Ветеранов
Telegram: https://t.me/wikiphoto_space
Контактная информация:

Re: Облицовочные камни в отделке станций.

Сообщение Florstein »

kot, сей факт в базе отражён. :)
Аватара пользователя
kot
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 8281
Зарегистрирован: 21 июл 2007, 17:39
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Озерки
Откуда: издалека

Re: Облицовочные камни в отделке станций.

Сообщение kot »

Ой, прозевал.
Если не знаешь, что делать - не делай ничего.
Ответить

Вернуться в «Станции»