Баку. Азербайджан

Здесь мы пишем о метро, располагающемся вне нашего города
Ответить
sopla
Сообщения: 172
Зарегистрирован: 10 мар 2005, 16:20

Re: Бакинское метро

Сообщение sopla »

ну расскажите хотябы о станции "бакы совети"
Аватара пользователя
Freeman
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 05 ноя 2005, 21:09
last_fm: Vapaamies
Станция метро: Улица Дыбенко
Откуда: Оккервиль
Контактная информация:

Re: Бакинское метро

Сообщение Freeman »

Что про нее можно рассказать? Повторюсь еще раз - меня не было в Баку в тот момент, когда там трагедия произошла.

Станция первой очереди метро, находится в центре города. Глубокого заложения, пилонная. Одна из немногих в бакинской подземке, чье название топонимически связано с находящимися рядом с ней объектами. Кстати, несвязанность с названиями улиц, площадей и других объектов - отличительная особенность метро в Баку. Сама станция "Бакы Совети" уникальна еще тем, что не имеет оборотного тупика, несмотря на то, что с момента открытия является конечной. Почему так получилось, точно сказать не могу. Путевой тоннель заканчивается в пределах станции, буквально в двух метрах от платформы. Соответственно, для приема поездов используется только один путь, противоположная платформа закрыта для пассажиров. Поезд заезжает на станцию на минимальной (маневровой?) скорости.

Сейчас ходят слухи о возможном переименовании станции в "Ичяри шяхяр". Как можно догадаться, сегодняшнее название станции связано с находящимся около нее Бакинским городским советом - ныне мэрия. "Ичяри шяхяр" (в другой транскрипции - "Ичери шехер") - древняя крепость (VII-го века, кажется) с которой, собственно, и начался Баку. Крепостная стена находится непосредственно за зданием станции.
Аватара пользователя
Михаил
Сообщения: 4318
Зарегистрирован: 17 май 2004, 10:20
Станция метро: Лиговский Проспект-2
Откуда: Питер

Сообщение Михаил »

Интересно... а что еще?
Аватара пользователя
Freeman
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 05 ноя 2005, 21:09
last_fm: Vapaamies
Станция метро: Улица Дыбенко
Откуда: Оккервиль
Контактная информация:

Сообщение Freeman »

Наверное, уже общеизвестно, что за более чем 35-летнюю историю метро в Баку так и не появилось ни одной (!) полноценной станции пересадки.

Гораздо интереснее другое - линии бакинского метро не имеют устоявшихся названий: ни проектных, ни исторически сложившихся. На планах их обозначают конечными станциями, разделенными тире. Соответственно, по мере открытия новых станций "название" меняется. Нумеровать линии, как в Питере, в Баку тоже не принято.

Кстати, вот классная ссылка на статьи о бакинском метро. Особенно порадовало упоминание о частичной проходке тоннелей от Хатаи (Шаумян) далее в Черный город. На самой станции, в отличие от Баксовета, видно, что тоннели продолжаются и дальше, как будто метро строится или станция не конечная.

На сайте фотка самой красивой станции метро - Низами. Правда, фотка немного неправильная - она смотрит на эскалаторы. За спиной у фотографирующего осталось красивое панно самого Низами в полный рост, от пола до потолка. Кто тут говорил про метродворцы в восточном стиле? В Баку только одна такая станция, остальные намного скромнее.

И еще. В 2006 году, после деноминации, проезд в метро будет стоить 5 копеек. :)
sopla
Сообщения: 172
Зарегистрирован: 10 мар 2005, 16:20

Re: Бакинское метро

Сообщение sopla »

кстати,в баку,станции метро даже есть в посёлках,и это не шутка!например посёлок 8км!
Аватара пользователя
Freeman
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 05 ноя 2005, 21:09
last_fm: Vapaamies
Станция метро: Улица Дыбенко
Откуда: Оккервиль
Контактная информация:

Re: Бакинское метро

Сообщение Freeman »

Это не шутка, а особенности городской топонимики. Я жил на 8-м км, так что много чего могу порассказать. :)

Кратко - это когда-то было поселками, а сейчас - полноправные районы города. Баку растет и постепенно поглощает ближлежащие поселки. Из особенностей административного деления могу отметить еще наличие Апшеронского района. В Азербайджане нет областей, вся республика делится на районы и города республиканского подчинения. Так вот, Баку находится на Апшеронском полуострове. При этом есть территории, относящие к Баксовету (мэрии), а есть - к Апшеронскому району. Центром Апшеронского района является поселок Хырдалан, где одноименное пиво сейчас делают, кстати.

Непосредственно по 8-му км. Это огромный район города, фактический восточный центр, за промзоной. Баку, как известно, условно делится на две части - западную и восточную, между которыми находится промзона. Первая очередь метро была построена как раз чтобы соединить обе части. А то, что называется 8-м километром, начинается от станции Азизбеков и идет вплоть до Халглар достлугу. В советскую эпоху район пытались назвать поселком Губкина, даже в адресной книге так было записано, но название не прижилось. Сегодня 8-й км - народное название, а официально район называется Низаминским. Кстати, посмотрите на карте, где находится станция Низами. Только не спрашивайте меня, как они между собой связаны. :) Это и есть та уникальность. Восток дело тонкое, однако.

Я специально не выяснял, но кажется, название 8-й км - историческое. Железная дорога от вокзала через Черный город к сураханским нефтепромыслам была построена еще задолго до революции, а в 1926 году по ней был пущен первый в СССР электропоезд (электричка). Станция "8-й км" существует до сих пор, располагается около метро Азизбекова, подземный переход последней совмещен с выходом на платформу.
Аватара пользователя
Freeman
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 05 ноя 2005, 21:09
last_fm: Vapaamies
Станция метро: Улица Дыбенко
Откуда: Оккервиль
Контактная информация:

Re: Бакинское метро

Сообщение Freeman »

sopla @ 6/11/2005, 03:22 писал(а):насколькоя знаю,там строят жилой дом!!!!!! :twisted:

Кстати, немного непонятно, причем тут безопасность? Ведь есть же входы/выходы из метро, вмонтированные в дома. Например, Чеховская в Москве.
Аватара пользователя
Freeman
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 05 ноя 2005, 21:09
last_fm: Vapaamies
Станция метро: Улица Дыбенко
Откуда: Оккервиль
Контактная информация:

Сообщение Freeman »

Всех с Новым годом! Встречал его в Баку. Естественно, ездил в метро. Поэтому небольшой отчет. Есть фотки, но они - позже. Специально для форума снимал. ;)

Во-первых, свершилось! На станции Сахил за надписью "Туалет" скрывается действительно подземный платный туалет для пассажиров. Как и обычные туалеты, стоит 10 новых азербайджанских копеек (500 манатов по-старому). Стоимость деноминированного маната лежит где-то между долларом и евро. Я заходил в этот туалет, но только чтобы спросить, для пассажиров ли он (не хотелось тогда :) ). Поэтому качество подземного сервиса оценить не смог. :)

К сожалению, новое метрополитеновское чудо сфотографировать не удалось. В бакинском метро, если правильно помню, фотосъемка без письменного разрешения запрещена, хотя порой туристы щелкают друг друга на эскалаторах. Я как папарацци прятался за колоннами и выбирал момент, когда обе дежурные и оба мента заняты делом или разговаривают друг с другом. Так были получены фотки на Нефтчиляре и Гянджлике. Сахил - очень маленькая, всего четыре прохода между пилонами. Соответственно, момент подобрать не удалось. :(

Во-вторых, на всех станциях, на которых был, видел установленные турникеты нового образца, на манер киевских. Как понял, в Баку будут вводить карточки. Вообще, после поездки в Киев бакинское метро мне стало напоминать киевское (в Киеве было наоборот :) ). И с каждым разом сходство все увеличивается.

В третьих, на Сахиле открыли новый вход в почти завершенном здании, о котором говорилось выше (будет фотка). Новые двери, блеск мрамора, и т. д. Только вот проход очень узкий, особенно на выход. Перед глазами еще стоит трафик московского метро, и подобное кажется дикостью.

В четвертых, на всех станциях нечитаемые желто-зеленые указатели маршрута прибывающего поезда заменили на вполне симпатичную бегущую строку (будет фотка). Цвета выдержаны в стиле старых черно-оранжевых табло времени, поэтому на старых станциях, где такие табло до сих пор сохранились, смотрятся в стиль. Поезда в Баку по-прежнему ходят по маршрутам. ;)

В пятых, на станции Гянджлик в центре зала стояла елка (будет фотка). Непонятно, почему только на этой станции. В процессе хождения по городу и поездок в метро побывал на большинстве станций, но елка - только на Гянджлике. Странно. В день моего отъезда - 7 января еще стояла.

В шестых, основательно затарился жетонами. Часть буду раздавать, как приеду в Питер (записывайтесь в очередь), несколько штук надо будет оставить для опробования в Киеве.

Что еще можно сказать? А, во! Подумалось, что бакинское метро может претендовать на звание самого дешевого в мире. Проезд в нем стоит 5 деноминированных копеек (ну точно советское время вернулось). Кто знает расценки ереванского и тбилисского метро? Может, есть метро в каких-то странах с низким уровнем доходов населения? Пхеньян?
Аватара пользователя
Freeman
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 05 ноя 2005, 21:09
last_fm: Vapaamies
Станция метро: Улица Дыбенко
Откуда: Оккервиль
Контактная информация:

Re: Бакинское метро

Сообщение Freeman »

Вот обещаные фотки. Как видите, качество снимков на станциях оставляет желать лучшего. Снимать пришлось без вспышки, с большой выдержкой и при этом с рук. Плюс еще "метод папарацци" (см. выше).

Все фотки сняты специально для форума. ;)
Вложения
Елка на станции "Гянджлик".
Елка на станции "Гянджлик".
Маршрутный указатель в виде бегущей строки на станции "Нефтчиляр" (высвечивается маршрут до "Мемар Аджеми").
Маршрутный указатель в виде бегущей строки на станции "Нефтчиляр" (высвечивается маршрут до "Мемар Аджеми").
Новое здание на пересечении улицы Узеира Гаджибекова и проспекта Бюль-Бюля, в котором расположен вход на станцию "Сахил" (сам вход виднеется слева)
Новое здание на пересечении улицы Узеира Гаджибекова и проспекта Бюль-Бюля, в котором расположен вход на станцию "Сахил" (сам вход виднеется слева)
Вход в метро крупным планом.
Вход в метро крупным планом.
Композиция из образчика городского новостроя и входа в метро. :)
Композиция из образчика городского новостроя и входа в метро. :)
— «Проспект Большевиков», следующая станция «Ладожская», переход к поездам 7-й линии.
Аватара пользователя
мЕтрофанушка
Сообщения: 1779
Зарегистрирован: 16 мар 2005, 14:33
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Ломоносовская
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Бакинское метро

Сообщение мЕтрофанушка »

На сайте metrosoyuza.net на фото станции Сахил и Бакы Совети хорошо видно, что один путь не работает. Что, там целых три одноколейных перегона? И как часто там ходят поезда?
C 07.06.2010 бойкотирую петербургский метрополитен, а вместе с ним НИП, ЭТХ и ЗОП. За время бойкота сдал сессию на отлично, нашел работу и начал туда ходить. Всё это время продолжаю жить на проспекте Ветеранов, а учусь и работаю в центре. Машины нет.
Аватара пользователя
Freeman
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 05 ноя 2005, 21:09
last_fm: Vapaamies
Станция метро: Улица Дыбенко
Откуда: Оккервиль
Контактная информация:

Re: Бакинское метро

Сообщение Freeman »

мЕтрофанушка @ 14/1/2006, 16:49 писал(а):На сайте metrosoyuza.net на фото станции Сахил и Бакы Совети хорошо видно, что один путь не работает. Что, там целых три одноколейных перегона?

Если имеется в виду эта фотка, ни черта на ней не видно. Человек выглядывает только с одной стороны, ну и что? Кстати, это второй путь (на Бакы Совети). :)

Непосредственно на Баксовете - да, работает только одна сторона. Сейчас противоположная платформа вообще закрыта недавно появившимися ажурными решетками (стоят в проходах между пилонами). Остальные станции линии до Ази Асланова работают в двухколейном режиме.

Кстати, фотка очень интересная, ибо белые таблички на стене по бокам панно вполне могут быть указателями входа в упомянутый выше туалет! Нет сведений, какого времени фотка? Она определенно не старая, т. к. панно морской тематики появилось после переименования. "Sahil" по-азербайджански означает "набережная", "бульвар", "пляж" (станция находится неподалеку от набережной и бульвара). Раньше она носила имя 26 бакинских комиссаров и панно (не помню) было коммунистической тематики. Кстати, поэтому стены проходов - красные (думается).

Короче, вход в подземный туалет в метро СНГ находится за тем самым панно.

мЕтрофанушка @ 14/1/2006, 16:49 писал(а):И как часто там ходят поезда?

Для Баку промежуток между поездами в 5-6 минут не является чем-то из ряда вон выходящим. Днем время держится в пределах 3-4 минут (на станциях после развилки), вечером увеличивается, вплоть до "овертайма" (когда цифры на индикаторе гаснут).

До развилки поезда идут с удвоенной частотой. В час пик на Нефтчиляре стараются держать интервал в полторы минуты (когда-то так было). Во время последней поездки в час пик с Нефтчиляра не ездил. :)
— «Проспект Большевиков», следующая станция «Ладожская», переход к поездам 7-й линии.
Аватара пользователя
Freeman
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 05 ноя 2005, 21:09
last_fm: Vapaamies
Станция метро: Улица Дыбенко
Откуда: Оккервиль
Контактная информация:

Односводы

Сообщение Freeman »

Посмотрел внимательно фотки на metrosoyuza.net и огорчился. Получается, на территории СНГ бакинский метрополитен - единственный, не имеющий односводов. Только Насими вроде планируется.

Есть предположения, с чем это связано? Сейсмическая активность вроде в Ереване и Тбилиси не ниже, чем в Баку.
— «Проспект Большевиков», следующая станция «Ладожская», переход к поездам 7-й линии.
Аватара пользователя
мЕтрофанушка
Сообщения: 1779
Зарегистрирован: 16 мар 2005, 14:33
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Ломоносовская
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Односводы

Сообщение мЕтрофанушка »

Вероятно, с моей мыслью вы не согласитесь, т.к., конечно, можно оформить что угодно и как угодно, но все-таки в бакинском метрополитене определенно есть стиль. Я бы сказал, что в СНГ всего ДВА метрополитена с четким стилем: СПб и Баку. Но питерский стиль во многом и состоит из односводов, поэтому про Питер я уже молчу. А вот в Баку все станции очень по стилю похожи (Бакмил я не считаю), и в первоначальных проектах стиль заключался в колонных и (реже) пилонных станциях. Если односводчатая станция будет, то это будет примерно такая же "революция", как в Питере пластиковая Коменда. Что, конечно, для Баку будет очень хорошо. Главное, чтобы ее оформление не шло в разрез с бакинским стилем. Так что было бы очень интересно на это посмотреть.

ЗЫ В Питере мелких односводов тоже нет.
C 07.06.2010 бойкотирую петербургский метрополитен, а вместе с ним НИП, ЭТХ и ЗОП. За время бойкота сдал сессию на отлично, нашел работу и начал туда ходить. Всё это время продолжаю жить на проспекте Ветеранов, а учусь и работаю в центре. Машины нет.
Аватара пользователя
Freeman
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 05 ноя 2005, 21:09
last_fm: Vapaamies
Станция метро: Улица Дыбенко
Откуда: Оккервиль
Контактная информация:

Re: Односводы

Сообщение Freeman »

мЕтрофанушка @ 16/1/2006, 23:52 писал(а):Вероятно, с моей мыслью вы не согласитесь, т.к., конечно, можно оформить что угодно и как угодно, но все-таки в бакинском метрополитене определенно есть стиль.

Почему? Вполне здравая мысль. Я же говорил, что московский метрополитен мне не понравился, не в пример питерскому. Что-то в этом определенно есть.

мЕтрофанушка @ 16/1/2006, 23:52 писал(а):Я бы сказал, что в СНГ всего ДВА метрополитена с четким стилем: СПб и Баку.

А вот тут не соглашусь по очень простой причине: я не был на всех (или большей части) метрополитенов СНГ. Например, по фоткам стиль ташкентского и казанского метро смотрится красивым и единым.

мЕтрофанушка @ 16/1/2006, 23:52 писал(а):Если односводчатая станция будет, то это будет примерно такая же "революция", как в Питере пластиковая Коменда.

Да, так оно и есть. Я вообще не представлял, что бывают подобные станции. Когда увидел первый раз, сильно удивился и не въехал, что называется. Это была Кантемировская в Москве, причем из вагона поезда (ехал в Домодедово).

мЕтрофанушка @ 16/1/2006, 23:52 писал(а):Главное, чтобы ее оформление не шло в разрез с бакинским стилем. Так что было бы очень интересно на это посмотреть.

Теперь уже не думаю, что поскупятся, т. к. в Баку власти стремятся всяким образом показать элитарность. Другое дело, что строительство заморожено. Это плохо.

Кстати, реально. Когда был последний раз в Баку, специально посмотрел в тоннели с обоих сторон на Аджеми. Похоже, там тупики с обоих сторон. Если правильно помню, в тупике ставится матовая белая лампа посередине, а не сбоку, как семафоры. Сильно огорчился, т. к. раньше думал, что проходка в сторону Насими все же есть.
— «Проспект Большевиков», следующая станция «Ладожская», переход к поездам 7-й линии.
sopla
Сообщения: 172
Зарегистрирован: 10 мар 2005, 16:20

Re: Бакинское метро

Сообщение sopla »

Очень хорошие фотки!
Спасибо!
Ответить

Вернуться в «Метро за пределами Санкт-Петербурга»