http://www.spbvedomosti.ru/article.htm? ... V_ArticlesНемец роет под ШушарыЮрий ТРЕФИЛОВНа днях на территорию будущей станции «Южная» и соседнего депо «Шушары» Петербургского метрополитена прибыли три десятка многотонных автопоездов, которые доставили сюда из Германии конструкции уникального тоннельного проходческого механизированного комплекса (ТПМК). С помощью этой техники можно в короткие сроки соорудить совмещенный коридор для двухпутного встречного движения подземных экспрессов.
– Аналогов подобных электронных «кротов» в питерской подземке еще не было, – рассказал газете начальник управления механизации «Метростроя» Валерий Кузнецов. – Немецкие машиностроители по нашему заказу сделали этот комплекс практически за год. Недавно наши специалисты во главе с главным инженером «Метростроя» Алексеем Старковым побывали на заводе в городе Шванау, где фирма HerrenKneet AG изготавливает проходческие комплексы. Метростроевцы протестировали очередную новинку и поставили ей высокую оценку.
– В общей сложности будет около двухсот автопоездов с немецким оборудованием, – говорит Валерий Кузнецов. – Так что у механиков начинается горячая пора.
В Шушарах специалисты управления механизации обеспечили коллег из «Метроподземстроя», 17-го управления «Метростроя» и других подрядчиков необходимыми механизмами. А те в свою очередь вырыли чашу 40-метровой глубины, смонтировали и забетонировали так называемую форшахту стартового котлована. В него-то с помощью 40-тонных кранов первым делом опустят ротор с режущими механизмами. Только центральная часть его весит порядка 60 тонн плюс два боковых составных узла по сорок тонн каждый. За ротором пойдет 130-тонный привод с гидромоторами и прочим оборудованием. И протянется длиннющий хвост в 400 метров конвейерного полотна. По нему будет подаваться отработанная порода и к головным механизмам начнут подводить железобетонные тюбинги.
Кстати, немецкие специалисты помогли питерским коллегам наладить свои линии по производству этих необычных тюбингов. Ведь речь идет о специализированных конструкциях, из которых и предстоит собирать железобетонные кольца диаметром 10,4 метра.
– С немецкими машиностроителями, выпускающими проходческие комплексы, мы сотрудничаем не первый год, – напомнил генеральный директор «Метростроя» Вадим Александров. – Именно они сделали для нас комбайн для скоростной проходки эскалаторных тоннелей, получивший имя «Аврора». С его помощью были быстро построены наклонные ходы под эскалаторы на «Обводном канале», «Адмиралтейской», «Спасской». Теперь будем использовать более совершенный немецкий комплекс для строительства горизонтальных тоннелей. Вернее, одного тоннеля для двух линий подземных экспрессов.
По словам Александрова, это принципиально новая технология. Благодаря проходке одного тоннеля вместо двух параллельных отпадает необходимость в дорогостоящем и трудозатратном строительстве перекрестных съездов, так называемых эвакуационных сбоек, переходов из тоннеля в тоннель и т. д. Естественно, сократятся и сроки строительства.
Я видел, как работает подобный немецкий «крот» на строительстве 46-километровой дороги в олимпийскую Красную Поляну. Правда, там проходческий комплекс был диаметром побольше. В расчете, что по первому тоннелю будут ходить скоростные «Ласточки», а над ними, на втором этаже, автомобили во встречных направлениях. Олимпийский «крот» прошел практически за два года шесть таких тоннелей. В среднем в горных условиях он проходил каждый месяц 300 – 350 метров.
В Петербурге, по оценке специалистов, производительность будет выше – до 400 метров в месяц. Таким образом, метростроевцы планируют пройти четыре километра тоннеля от Шушар к станции «Международная» за десять месяцев.
Правда, когда я заговорил о сроках проходки, первый заместитель генерального директора «Метростроя» Владимир Харенков не преминул напомнить поговорку подземщиков: «не загадывай в дорогу».
Летом следующего года метростроевцы намерены с помощью «крота» от «Приморской» пойти к «Ново-Крестовской» и далее к «Улице Савушкина».
А старт немецкого проходчика, которого через месяц окрестят, дав ему имя, состоится уже осенью.