Под «Метрострой» копают

Здесь все вещи, которые пишут о метро в прессе.
Ответить
Аватара пользователя
Дозатор 95
Сообщения: 654
Зарегистрирован: 30 июн 2006, 14:03

Под «Метрострой» копают

Сообщение Дозатор 95 »

Под «Метрострой» копают

Неприятности у подконтрольного семье Александровых «Метростроя» нарастают как снежный ком. Деятельность руководителей компании привлекла внимание надзорного органа. Возможно, дело идет к смене собственников: Ротенберги давно положили глаз на этот актив.
Монополист петербургского метростроения — ОАО «Метрострой» — может сменить собственников. Сейчас у гендиректора ОАО Николая Александрова и его отца Вадима Александрова 38,4% акций компании, еще 46% у Петербурга, остальное делят почти две тысячи миноритариев.

В числе главных претендентов на актив с годовым оборотом 32 млрд рублей — московский «Мостотрест», подконтрольный миллиардеру Аркадию Ротенбергу, который в последнее время заинтересовался подземкой. Так, в марте 2018-го «Мостотрест» выиграл контракт в 41 млрд рублей на строительство Сокольнической линии столичного метрополитена.

Ротенберг еще в 2014 году предлагал Александровым купить у них долю в «Метрострое», но те отказались. С тех пор над «Метростроем» стали сгущаться тучи: у Смольного возникают многомиллиардные претензии к компании, он задерживает платежи по ее контрактам, из-за чего подрядчик не может расплатиться с кредиторами.

Источник МГ в Смольном предположил, что «Метрострой» хотят обанкротить и отдать в другие руки. Другой источник МГ отмечает, что деятельность компании привлекла внимание надзорного органа. «Возможно, стоит ожидать в ближайшее время проверок. Нельзя исключать, что Новый год, кому-то из руководителей «Метростроя» придется встречать не в кругу семьи», — предполагает он.
Смольный хочет больше

Сейчас в компании фактически всем заправляет семья Александровых: доля Вадима Александрова в капитале компании — 13,6%, а у его сына Николая, который сменил отца на посту гендиректора компании в июне 2017-го, — 24,8%.

Александров-младший впервые появился в списке совладельцев «Метростроя» в начале 2006 года — с долей в 0,004%. Уже к концу года он нарастил ее до 1,77%. С тех пор Николай Александров регулярно прикупал акции у миноритариев «Метростроя», число которых достигает 2 тысяч.

На октябрьском заседании совета директоров один из его членов — председатель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Сергей Харлашкин —поставил вопрос об увеличении уставного капитала общества.

В начале ноября уже бывший вице-губернатор Петербурга Игорь Албин заявил, что город намерен провести дополнительную эмиссию акций на 1,5 млрд рублей. Албин пояснил, что Смольный хочет объединить пакеты акций, принадлежащие ГУП «Петербургский метрополитен» (25% уставного капитала ОАО) и комитету имущественных отношений Петербурга (21%). В совокупности городу принадлежит 46% капитала компании.

Отставка Албина привела в «Метрострой» нового замгендиректора

Идея допэмиссии, конечно, не в том, чтобы объединить два пакета в один, а в том, чтобы получить контроль над предприятием: маловероятно, что миноритарные акционеры выкупят дополнительные акции.
Недовольны даже судостроители

По финансовой отчетности ОАО «Метрострой» выглядит весьма неплохо: капитал растет, обязательства сокращаются, дебиторская задолженность тоже падает. Выручка за 9 месяцев 2018 года хотя и сократилась на 17%, до 16,3 млрд рублей, зато валовая прибыль почти удвоилась, превысив отметку 869 млн рублей, чистая прибыль выросла на 35%, до 140,5 млн рублей.

Волнение вызывает только величина денежных средств на счету. Она с начала 2018 года снизилась на 80%, до 648 млн рублей. Хотя обычно остаток денежных средств на счетах, согласно отчетности компании, не опускался ниже 3 млрд рублей.

В результате дефицита денежных средств компания стала задерживать зарплату сотрудникам «Метростроя» и его «дочек», расчеты с подрядчиками, задерживать срок ввода новых станций метро.

У «Театральной» строители метро объявили голодовку

Так, строительство станций «Путиловская» и «Юго-Западная» (Красносельско-Калининская линия) отстает от графика уже на год. До этого «Метрострой» не раз затягивал сроки сдачи подземки, утверждают в комитете по развитию транспортной инфраструктуры. Комитет уже отсудил у «Метростроя» около 3,42 млрд рублей за нарушения условий контрактов.

Подвел «Метрострой» и судостроителей с заказом государственной важности. В конце 2017-го он получил 6-миллиардный контракт на модернизацию петербургской Северной верфи, стоящей корветы и фрегаты для ВМФ РФ.

Алексей Рахманов, глава Объединенной судостроительной корпорации, в которую входит Северная верфь, в декабрьском интервью «Коммерсанту» признался, что сроки окончания модернизации сдвинуты на 2022 год. В частности, строительство эллинга, завершить которое планировалось первом квартале 2019 года, закончится не позднее сентября следующего года. Причина переноса сроков — невыполнения обязательств подрядчиками. «Подрядчики, в первую очередь «Метрострой», нас изрядно подвели», — сетует Рахманов.
Темные подземные дела

В ответ «Метрострой» сетует: заказчики тянут с оформлением документов по объектам, сокращают финансирование по уже начатым проектам, а потом предъявляют подрядчику финансовые претензии, все глубже и глубже загоняя его в финансовую яму.

Например, из-за проволочек Смольного с документами «Метрострой» на несколько месяцев задержался с выходом на строительство Красносельско-Калининской линии. Чтобы ликвидировать отставание от графика, подрядчик попросил у города увеличить аванс на 2,65 млрд рублей и отсрочить до конца 2019 года погашение ранее выданного задатка в 1,5 млрд. Но получил отказ.

«Метрострой» назвал причины задержки строительства двух станций метро

Со скандалами и задержками строились и станции «Новокрестовская» (около нового футбольного стадиона «Крестовский») и «Беговая». «Метрострой» вышел на этот участок подземки в 2015 году — когда Смольный оценил будущий контракт в 40 млрд рублей. Но в подрядном конкурсе, объявленном уже после начала работ, оказалась другая сумма — всего 30,2 млрд рублей.
Эксперты предупреждали

За такие деньги, да еще в столь сжатые сроки (к Чемпионату мира по футболу-2018) ввести эти станции невозможно. Глава Тоннельной ассоциации России и бывший директор «Ленметрогипротранса» Николай Кулагин докладывал экс-губернатору Георгию Полтавченко, что для запуска станций в 2018 году нужно было начинать их строительство в 2013-м.

Однако Смольный сроки сдачи станций не перенес. В итоге открытие станций сдвинули с конца апреля 2018-го на конец мая. Причем видно было, что объекты сдали с недоделками: по вестибюлям растекались лужи воды, сочившейся сквозь плохую гидроизоляцию тоннелей, от стен отваливалась облицовочная плитка, а эскалаторы периодически ломались. Уже в июле на станциях начался ремонт.

Город обрушился на «Метрострой» с исками за некачественно выполненную работу. Так, Дирекция транспортного строительства, выступавшая заказчиком по прокладке метро, подала к компании несколько исков на сумму свыше 1,9 млрд рублей.

В июле комитет по строительству Петербурга через суд потребовал, чтобы «Метрострой» вернул 2,86 млрд рублей авансов за достройку стадиона «Крестовский». Ни в Смольном, ни в «Метрострое» так и не смогли объяснить причину этих исков. «Метрострой» получил контракт на завершение стадиона в августе 2017 года, после того как город расторг договор с прежним подрядчиком — «Трансстроем» Олега Дерипаски, который сорвал сроки строительства.
Дебет с кредитом не бьется

Смольный регулярно задерживает приемку работ, а без этого невозможно перечислить из бюджета деньги за выполнение контракта и рассчитаться с рабочими, субподрядчиками и поставщиками, поясняют в «Метрострое». Задержки платежей по контрактам на месяц и больше возникают также из-за системы банковского сопровождения контрактов.

«Метрострой» готов судиться со Смольным за Фрунзенский радиус

Проблем добавляют устаревшие нормативы ценообразования, на основе которых рассчитываются строительные сметы, говорит начальник отдела внутреннего контроля и консолидированной отчетности ОАО «Метрострой» Елена Еникеева. Расчетная зарплата, которая закладывается в смету, в разы меньше той, что реально получают рабочие, поясняет Еникеева. Например, в действующие контракты «Метростроя» заложена зарплата 11-30 тыс. рублей в месяц, а фактически компания выплачивает рабочим по 40-65 тыс. рублей в месяц. Чтоб расплатиться с рабочими, приходится перекидывать деньги с других статей расходов и жертвовать собственной прибылью, говорят в «Метрострое». «Общий масштаб потерь в рамках только одного контракта выражается в миллиардах рублей», — отмечает Елена Еникеева.

Глава ассоциации «Дормост» Кирилл Иванов подтверждает: то же самое происходит и в остальных отраслях строительства. Например, при замене дорожного покрытия расчетная зарплата, включенная в смету, — 15 тыс. рублей, а фактически получаемая рабочими — 90 тыс. рублей в месяц. Петербургские строители не раз предлагали Минстрою РФ изменить нормативы, но ответа пока не получили.
Кредиторы оживились

В 2018 году активизировались и другие кредиторы «Метростроя». Сумма исков беспрецедентна: с начала 2018 года компания получила претензий на 7,5 млрд рублей, в то время как в 2017-м — всего на 978 млн рублей.

В числе кредиторов: ООО «Внедренческий центр перспективных технологий, строительных металлических конструкций», ООО «Завод «Агрокабель», ООО «Метроалюм», ЗАО «Пилон» и др.

По иску ООО «ЭТК» 13 декабря петербургский Арбитражный суд наложил арест на принадлежащие «Метрострою» 65,4 млн рублей, находящиеся на его счетах.

Этим летом государственное ПАО «АКБ «Связь-банк» внезапно потребовало, чтоб «Метрострой» погасил 799,4 млн рублей долга по кредиту АО «Компакт». В 2013 году «Компакт», аффилированный с «Метростроем», взял в «Связь-банке» кредит в 750 млн рублей, поручителем выступил «Метрострой». Но потом у заемщика возникли финансовые трудности, и он не смог вернуть деньги. Банк в 2016 году потребовал их с поручителя. В 2017-м «Метрострой» в суде отбился от претензий по этому иску и вздохнул свободно. Но не тут-то было: в ноябре 2018-го банк в кассационной инстанции добился возвращения «Метрострою» статуса поручителя.

Учитывая крайний дефицит денег, «Метрострой» может не справиться с таким шквалом исков. Угроза банкротства вполне осязаема.

https://metagazeta.ru/business/pod-metrostroj-kopayut/
Ответить

Вернуться в «Метро и пресса»