Почему кондукторы сами не знают правил пользования ОТ

Темы, касающиеся общественного транспорта Петербурга и других городов мира
Аватара пользователя
MetroGnom
Сообщения: 5725
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 16:47
Станция метро: -------

Почему кондукторы сами не знают правил пользования ОТ

Сообщение MetroGnom »

Почему кондукторы сами не знают правил пользования общественным транспортом


Всякая профессия накладывает на человека свой неизгладимый отпечаток. Поскольку я занимаюсь журналистскими расследованиями, то расследую все, что попадается под руку: в магазин зашел – кассиров, в трамвай – кондукторов, в суд – приставов и судей. Сейчас речь пойдет о наземном пассажирском транспорте (НПТ) – трамвае, троллейбусе, автобусе.

Расследования, как правило, заключаются в сравнении нормативного акта с тем, как все происходит в реальной жизни. Если бы то и другое точно совпадало, я остался бы без своего любимого жанра. Но Бог не без милостей: правовое сознание у большинства граждан находится на нулевой отметке.

Итак, о кондукторах. Уже три года, как я достиг пенсионного возраста и получил право иметь так называемый «Единый льготный именной билет» (ЕЛИБ), я провожу лонгитюдное исследование, касающееся работы кондукторов. Стоимость ЕЛИБа оплачивает пенсионерам Комитет по социальному обеспечению, происходит это идеально, без сбоев (тьфу-тьфу-тьфу), поэтому когда я вхожу в объект НПТ, я сразу же прикладываю свой ЕЛИБ к стационарному контроллеру (народное название – валидатор), установленному на поручне. Экономить мне решительно нечего, нет резона не регистрировать ЕЛИБ в точном соответствии с пунктом 16.1: «Пассажир обязан… войдя в салон транспортного средства, немедленно, не ожидая требований кондуктора, оплатить проезд… путем регистрации проездного билета (в том числе документа на право бесплатного проезда) на электронной основе в устройстве электронного контроля оплаты проезда (ручной контроллер кондуктора или стационарный контроллер)».

Это я процитировал «Правила пользования наземным пассажирским транспортом (автобус, трамвай, троллейбус)», которые утверждены приказом Комитета по транспорту от 18.12.1997 № 332 со всеми изменениями (последнее от 11.03.2015). Пункт 16.1 – первый в разделе 16 «Пассажир обязан».

Согласно этим же Правилам, пункту 3, кондуктор – это «должностное лицо, уполномоченное транспортной организацией… реализовывать в салоне транспортного средства разовые проездные билеты и контролировать правильность оплаты проезда пассажирами. Он руководствуется должностной инструкцией и настоящими Правилами. Кондуктор несет ответственность за безбилетный проезд пассажиров».

Ощущая на себе груз указанной в п. 3 ответственности, кондуктор, коль скоро этим же пунктом Правил он уполномочен «контролировать правильность оплаты проезда пассажирами», ходит по салонам и вагонам объектов НПТ и когда просит пассажиров, а в иных случаях грубо требует предъявлять для проверки документы на электронной основе, в том числе и ЕЛИБ. С января цены за проезд выросли на 33%, пропорционально тарифу выросли агрессия и стервозность (не у всех кондукторов, но у многих).

И вот кондуктор подходит ко мне и просит (или грубо требует) предъявить проездной документ для проверки. Но я-то изучил указанные Правила чуть дальше раздела № 16 – «Обязанности пассажира» – и даже совершил нечто парадоксальное – дошел аж до раздела № 17 «Пассажир имеет право». Кстати, обязанностей у пассажира девять, а прав только три – тем ценнее каждое из них в моих глазах. Поэтому я не достаю, как это покорно делают практически все пассажиры, свой ЕЛИБ, а сперва начинаю «требовать от проверяющего лица предъявления документов, удостоверяющих его право на проведение контроля». Это я всего лишь процитировал третье право пассажира из трех возможных, т.е. пункт 17.3.

Но тут и начинается самое интересное. Выясняется, что, во-первых, ни один из кондукторов не дочитал Правила до пункта 17.3; во-вторых, все они с разной степенью экспрессии начинают возмущаться самой постановкой вопроса: как это у пассажира, у этого дерьма собачьего, вообще могут быть какие-то права, как это он может что-то требовать от самого кондуктора; в-третьих, никогда предложение подойти к Правилам, которые висят в каждом салоне/вагоне, и вместе их почитать, не имело успеха; в-четвертых, кондукторы либо вприпрыжку убегают от меня, на ходу изрыгая обязательную фразу «Самый умный?» и крича, что я еду бесплатно, либо, ощутив мое упорство, достают удостоверение с фотографией, фамилией, иногда даже какой-то печатью, но никогда с записью о том, что они имеют право контролировать пассажиров. А ведь в пункте 17.3 именно и сказано о документе, удостоверяющем право кондуктора и любого проверяющего на проведение контроля. Ну, я великодушно предъявляю свой ЕЛИБ даже без записи о праве контроля, потому что это не вина кондукторов. Но что примечательно: каждый из них, кто показал мне свое удостоверение, не забыл с ужасом в голосе спросить: так я что же – каждому должен (должна) показывать? Да, говорю я, это не я придумал, это Комитет по транспорту. Но виноват, по их мнению, все равно я.

Отсюда можно сделать два вывода. Первый: руководители государственных (!) транспортных предприятий – ГП «Пассажиравтотранс», ГП «Горэлектротранс» и Государственное автопредприятие № 24 – не выдали кондукторам НПТ удостоверения, соответствующие Правилам, и не разъяснили, что у пассажиров тоже есть права, поэтому реализация прав пассажиров необязательно должна сопровождаться публичными оскорблениями, скандалами и угрозами высадить. И что кондуктор – это не коллектор, не рэкетир. Второй: Комитет по транспорту вообще, как мне кажется, не контролирует эту сферу, хамят кондукторы – и пусть.

Все это в сумме означает, что правовое сознание отсутствует практически полностью, причем у большинства. Неудивительно, что всегда находятся пассажиры, которые сразу начинают орать и активно защищать от меня кондуктора, а при словах «права», «правила», «пассажир имеет право» только и могут проорать что-то типа: «Умные очень стали!» «Знаю я таких!» и т.п. Ну, то, что умных или ссылающихся на нормативные акты в России ненавидят, это не новость. Кондуктор сказал – подчиняйся! Какие еще законы, какие правила? Мы подчиняемся не Правилам, мы подчиняемся кондуктору, потому что считаем его начальником. Это рабская психология и отечественная философия права.

Особенно мне повезло 26 января 2017 г. Я ехал в трамвае по проспекту Науки, сидел рядом с кабиной водителя, где как раз и вывешены Правила. Сначала ко мне подошел кондуктор и предложил предъявить проездной документ, я потребовал – по пункту 17.3 – «предъявления документов, удостоверяющих его право на проведение контроля». Сначала кондуктор подумал, что это шутка, но я показал на пункт 17.3 Правил, сказал о своем праве, на что кондуктор начал восклицать: «Какие еще права?», «Что, у пассажира есть права требовать мой документ?» Я ему показал на пункт 17.3: сами прочитайте, если умеете. Но глядя в эти Правила, кондуктор не мог поверить собственным глазам и только глупо улыбался.

Очень удачно в вагоне трамвая в этот момент оказался контролер, здоровенный детина с красной мордой, клочковатой бороденкой и бегающими злыми глазками. Он резво подскочил ко мне, показал некое удостоверение (я не уверен, что не поддельное, потому что мелькнуло оно перед моими глазами с быстротой молнии), заявил, что он представитель Комитета по транспорту, и потребовал от меня предъявить проездной документ. Я уже достал проездной документ, но тут оказалось, что у этого контролера (или лжеконтролера?) почему-то нет контроллера (народное название – валидатор), и он мне приказал (!), чтобы я предъявил проездной документ кондуктору. Я снова показал на пункт 17.3, сказал, что кондуктор нарушил пункт 17.3, контролер озверел, начал орать, но потом затих, увидев, что я его не боюсь, взял валидатор у кондуктора, проверил мой ЕЛИБ, удостоверился, что оштрафовать меня не получится, и с важным видом отошел в другой конец вагона (посрамленные, они всегда уходят в другой конец вагона).

После чего я начал читать ему нотацию, напирая на то, что он не знает Правил, утвержденных приказом Комитета по транспорту, а если знает, то грубо их нарушает. Но он идет в несознанку и важно заявляет, что он представитель Комитета по транспорту, что он «при исполнении», Правила знает и исполняет, а нарушитель, оказывается, именно я, потому что не подчинился его требованиям. И поэтому он делает мне предупреждение и в следующий раз оштрафует. И все это произносится строго, серьезно, с насупленной красной мордой… Словно мне 9 лет.

Я, естественно, начинаю в ответ смеяться и говорю, что «при исполнении» – это про сотрудников полиции, предупреждения объявляет прокурор, на это, согласно приказу комитета, у него прав нет, а у него даже нет валидатора, а если у тебя нет валидатора, то какой же ты штабс-капитан? Тем более что я отлично помню, что, согласно пункту 4 Правил, контролер «является представителем Центрального агентства городского пассажирского транспорта или предприятия пассажирского транспорта», но не Комитета по транспорту, это очевидная ложь. Кроме того, из того же пункта 4 следует, что у настоящего контролера должен быть собственный электронный прибор для проверки, а не только страшная внешность. Скорее всего, это был просто самозванец, который пытается искать безбилетных пассажиров и брать деньги себе в карман.

Вот как много можно иной раз расследовать, пока едешь в трамвае до метро.

Михаил ЗОЛОТОНОСОВ

http://www.online812.ru/2017/07/25/005
Аватара пользователя
MetroGnom
Сообщения: 5725
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 16:47
Станция метро: -------

Re: Почему кондукторы сами не знают правил пользования ОТ

Сообщение MetroGnom »

Тема наболевшая, надоевшая и порядком задолбавшая. Достойна отдельного топика, ибо ещё одно проявление некомпетентности и дичайшего маразма.

По теме: с автором полностью согласен. И очень сильно хвалю (что является редчайшим случаем)! Молодец!
Аватара пользователя
Florstein
Сообщения: 2855
Зарегистрирован: 03 окт 2005, 18:03
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Проспект Ветеранов
Telegram: https://t.me/wikiphoto_space
Контактная информация:

Re: Почему кондукторы сами не знают правил пользования ОТ

Сообщение Florstein »

Круто. Молодец Золотоносов. Я-то думал, что он только по искусству и архитектуре спец, а тут ещё оказалось, что он свой человек в плане безответной любви к кондукторам и контролёрам.

Помнится, я много уже лет назад выкладывал его серию фильмов о градостроительных идиотизмах: viewtopic.php?f=45&t=6490
ленинградец
Сообщения: 771
Зарегистрирован: 26 мар 2012, 20:00
Станция метро: Чернышевская

Re: Почему кондукторы сами не знают правил пользования ОТ

Сообщение ленинградец »

Аватара пользователя
MaksegZ
Сообщения: 4550
Зарегистрирован: 15 янв 2006, 06:54
Станция метро: Московская
Откуда: Питер
Контактная информация:

Re: Почему кондукторы сами не знают правил пользования ОТ

Сообщение MaksegZ »

Набрали всякого быдла в контролеры - вот и результат, впрочем и полиция не лучше.
Дунайская течёт... как вы судно назовёте, так оно и поплывёт :)

"Надо строить быстро, качественно и недорого" © правительство СПб

Создал чат в ТГ, присоединяемся - https://t.me/subwaytalks
Аватара пользователя
MetroGnom
Сообщения: 5725
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 16:47
Станция метро: -------

Re: Почему кондукторы сами не знают правил пользования ОТ

Сообщение MetroGnom »

Прошло 2,5 года. Ситуация нифига не поменялась...
Самое интересное, что меня приглашали на пару инструктажей. Если бы кондукторский состав не чесал языками, то услышал бы много нового и интересного о своей работе, правах и обязанностях. Водительский, в принципе, не особо лучше.
Аватара пользователя
MetroGnom
Сообщения: 5725
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 16:47
Станция метро: -------

Re: Почему кондукторы сами не знают правил пользования ОТ

Сообщение MetroGnom »

Не нашёл нужную тему, но сегодня я видел (недо)контролёров от ГЭТа. В итоге они от меня убежали. Из троллейбуса. :(
Радует, что они ненастырные и довольно вежливые, хотя их проверки и незаконны, о чём постоянно твердит КпТ.
Аватара пользователя
MaksegZ
Сообщения: 4550
Зарегистрирован: 15 янв 2006, 06:54
Станция метро: Московская
Откуда: Питер
Контактная информация:

Re: Почему кондукторы сами не знают правил пользования ОТ

Сообщение MaksegZ »

Эмм... ГЭТ подчиняется КпТ но контролеры ГЭТа по мнению КпТ действуют незаконно? Как такое вообще может быть?
Дунайская течёт... как вы судно назовёте, так оно и поплывёт :)

"Надо строить быстро, качественно и недорого" © правительство СПб

Создал чат в ТГ, присоединяемся - https://t.me/subwaytalks
Аватара пользователя
MetroGnom
Сообщения: 5725
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 16:47
Станция метро: -------

Re: Почему кондукторы сами не знают правил пользования ОТ

Сообщение MetroGnom »

По мнению КпТ в ГЭТе нет ни одного контролёра, только ревизоры (т.е. должны проверять работу водителя, кондуктора, состояние подвижного состава). Проверкой пассажиров занимается исключительно Организатор Перевозок. ГЭТ, между прочим, несколько лет назад это подтверждал.
Pautinych
Сообщения: 114
Зарегистрирован: 16 июл 2007, 17:07
id ВКонтакте: 0
last_fm: pautinych
Станция метро: Чёрная Речка

Re: Почему кондукторы сами не знают правил пользования ОТ

Сообщение Pautinych »

погодите погодите.
Вы хотите сказать, что контроль на линии билетов - только со стороны КоТ? А форма иудостоверения тогда какая?
А частный автопарк, например, может проверять на своих маршрутах?
"Все было бы хорошо, если бы не было так плохо" (с)...
Аватара пользователя
MetroGnom
Сообщения: 5725
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 16:47
Станция метро: -------

Re: Почему кондукторы сами не знают правил пользования ОТ

Сообщение MetroGnom »

Формы на них не было, ходили с "корочками", в которых мелькал логотип ГЭТа (т.е. именно "светили" ими, чтобы было не рассмотреть). Пассажиров могут проверять только официальные контролёры (~форма, жетон, наряд, удостоверение). Головин не так давно говорил, что все законные контролёры есть только у Организатора Перевозок. Сами перевозчики тоже могут их иметь, но после прохождения определённых процедур, что никто из них не делал.
З.Ы. Прикрываются "приказом начальницы", что уже глупо: на пассажиров он не действует по вышестоящим законам. :roll:
Mill
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 17 мар 2009, 15:43
id ВКонтакте: 7896019
Станция метро: Новочеркасская
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Почему кондукторы сами не знают правил пользования ОТ

Сообщение Mill »

Я тут три раза столкнулся с контролерами (два раза - ГЭТ: на 34 и 31 маршрутах, один раз - ПАТ: на 27 маршруте). Во всех случаях контролеры проверяли исключительно кондукторов: что-то считывали с электронной проверялки, копались в бумажках, смотрели номера билетов. На пассажиров не обращали никакого внимания (а я думал, будут проверять - но нет).
Как-то слишком часто стали попадаться в последнее время - до этого их ни разу не видел, забыл даже, когда последний раз попадались.

А вот интересно: какими правами обладают контролеры на "Чижике"? Насколько я понимаю, с чисто формальной стороны - абсолютно никакими.
Lean off the door!
Аватара пользователя
MetroGnom
Сообщения: 5725
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 16:47
Станция метро: -------

Re: Почему кондукторы сами не знают правил пользования ОТ

Сообщение MetroGnom »

Ну что, новым главой КпТ высказана идея по отказу от кондукторов. При безкондукторном проезде не оплачивают проезд около 10% пассажиров (в выходные около 15%). Думаю, его и его статистику ждут сюрпризы. Неприятные.
Аватара пользователя
kot
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 8273
Зарегистрирован: 21 июл 2007, 17:39
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Озерки
Откуда: издалека

Re: Почему кондукторы сами не знают правил пользования ОТ

Сообщение kot »

MetroGnom писал(а): При безкондукторном проезде

бескондукторном.
Негоже, всё-таки учить кого-то, не зная правил. Особенно правил того языка, на каком учишь.
Если не знаешь, что делать - не делай ничего.
Ответить

Вернуться в «Общественный транспорт»