Re: Горный институт (проектное название "Большой проспект")
Добавлено: 19 фев 2020, 20:32
Какое отношение написанное на последней странице, имеет к станции Горный Институт, ну кроме конечно близкого месторасположения?
Форумы любителей метро в Петербурге
https://www.subwaytalks.ru/
В период карантина несколько площадок Метростроя продолжают свою работу. Среди них - вестибюль станции "Большой проспект" на углу Косой линии и Большого проспекта Васильевского острова, где ведется проходка наклонного хода (эскалаторного тоннеля).
До введения режима самоизоляции мы успели побывать на площадке и посмотреть, как там идут дела.
Наклонный ход станции "Большой проспект" сооружается с использованием тоннелепроходческого механизированного комплекса (ТПМК) "Аврора". История этого щита попала в ученики по тоннелестроению. В 2007 году, когда Метрострой подписывал с немецким производителем проходческой техники Herrenknecht AG контракт на изготовление ТПМК, это был первый во всем мире прецедент создания щита для проходки наклонных ходов. До этого все эскалаторные тоннели сооружались вручную (эректорная проходка). Серийный номер ТПМК S-441. Петербургские метростроители дали ему имя "Аврора". С помощью ТПМК "Аврора" в нашем городе были сооружены три наклонных хода: для станций "Обводный канал" (2009), "Адмиралтейская" (2011) и "Спасская" (2013).
С 2013 года ТПМК "Аврора" лежал разобранным на площадке Управления механизации. Хотя планы на него были, в том числе планировалось использовать его и на Лахтинско-Правобережной линии. Однако перипетии с подготовкой к ЧМ 2018 (завершение строительства стадиона, авральная стройка участка Невско-Василеостровской линии), куда были брошены все силы Метростроя, и последовавшие после этого трудности финансового характера, сильно повлияли на сроки реализации задуманных планов. Долгое время не было денег на необходимые запчасти для восстановления работоспособности машины, пролежавшей почти 7 лет без дела. С миру по нитке собирали также на смазочные материалы Condat (французский производитель), раствор для кондиционирования грунта в забое (напомним, что ТПМК "Аврора" имеет грунтопригруз). Работать с колес, имея запас этих материалов только на ограниченное количество метров проходки, нельзя. Нужен объем на всю длину тоннеля. Не говоря уже о железобетонной обделке на 96 постоянных колец и 8 временных. А это расходы и немалые. Тем не менее, машину и необходимые материалы все-таки собрали и на стыке 2019-2020 годов началась установка первых колец.
Проходка в условиях имеющейся окружающей застройки сквозь самые неблагоприятные для работы поверхностные водонасыщенные слои грунта должна вестись безостановочно. Здесь нет заморозки, укрепить должным образом забой во время остановки проходки не представляется возможным, а потому пока проходка тоннеля полностью не будет завершена существует риск осадок дневной поверхности. Потому проходка эскалаторного тоннеля станции "Большой проспект" не останавливается.
За скоростью метростроители не гонятся. Машина не новая, сильно нагружать ее опасно. Кроме того, есть сложности с вывозом грунта с площадки. Дело в том, что грунт после проходки выдается в жидком виде. Вывозить такую породу может только специальный транспорт с гидробортами и принимают такой грунт далеко не все отвалы. Сохраняются и финансовые препоны: любой труд должен оплачиваться, услуги отвалов и перевозчиков не бесплатны, машины периодически требуют ремонта. Были периоды, когда по тем или иным причинам грунтоприемник на площадке заполнялся грунтом полностью и приходилось приостанавливать проходку, ожидая, когда освободится место. Надо сказать, что в период карантина с этим стало полегче. Дороги в городе свободны, свалки свою работу не останавливают, как и перевозчики. В среднем, по кольцу в сутки в тоннеле прибавляется.
Внизу, в натяжной камере к приему щита готовы.
На пересечении 26-27 линий и Большого проспекта Васильевского острова стоит забор, над которым возвышается конструкция горного комплекса шахты №572. Это все, что сейчас может увидеть будущий пассажир участка Лахтинско-Правобережной линии петербургского метро. Но у нас с вами есть уникальная возможность спуститься вниз, и увидеть то, что располагается на глубине 60 метров.
Начнем с участка правого перегонного тоннеля (II путь). Сейчас этот участок временной рамы усиления во временный ходок для строительства среднего станционного тоннеля и натяжной камеры пройден, рама усиления демонтирована, пилот тоннель перебран, и здесь монтируют крайнее 222 кольцо правого бокового станционного тоннеля.
Переместимся в группу камер съездов IV (ГКС-IV) по II пути. Сейчас здесь залит монолитный участок , пройденный из 6-го тупика по II пути, и пройдены 16 колец соединительного тоннеля к 6-му пути.
Двигаемся дальше. Центральная камера съездов V (ГКС-V). Сейчас здесь смонтированы два прорезных кольца участка Ø 9,8 метра и забетонирована временная пробка для сдерживания забоя во время производства буровых работ по устройству опережающих армированных скважин, заполненных цементом под давлением, для укрепления забоя, с целью безопасности производства работ.
8-й людской ходок (проём) между средним и левым станционным тоннелем (I путь). Это уже пассажирская зона. Через эти проемы (пилоны) пассажиры будут попадать с платформы в центральный зал и наоборот. Всего их 12 штук.
Станция "Большой проспект" ("Горный институт") пилонного типа. Название типа станции идет как раз от таких проемов - пилонов.
Перемещаемся в правый станционный тоннель (ПСТ). На фото платформенный участок по II пути, где осталось собрать последнее 222-е кольцо. Здесь мы уже были, но с другой стороны.
А вот интересное место. Камера сдвижки в левом станционном тоннеле, ЛСТ пройден полностью.
А это - эвакуационный ходок №1 вдоль станции к поперечной камере и заделу под второй выход со станции. Сейчас здесь пройдено около 60-ти рам, большая часть пройденного залита чистовым бетоном.
Переместимся в центральную часть станционного комплекса "Большой проспект" ("Горный институт"). На фото - сопряжение тягово-понизительной подстанции (ТПП) и среднего станционного тоннеля (ССТ). Видны ригельные подкрепления в ССТ на участках раскрытия проёмов.
ТПП - здесь возводят внутренние конструкции.
Кабельный ходок из ТПП в перегонный тоннель. Всего таких ходков пять, плюс один транспортный больших размеров.
Ригельное подкрепление и опалубка рамы усиления 7-го людского ходка (пилона) из ССТ в ЛСТ.
И снова перемещаемся туда, где не ступит нога пассажира. НВУ-571 (нижний вентиляционный узел). Сейчас здесь пройдено 72 кольца из 83, опережающая штольня камеры на пересечении НВУ-571 и II пути , и межтоннельная вентсбойка в количестве 9-ти колец.
5-й тупик I пути за станцией, приходящий к НВУ-571.
И в финале нашего путешествия мы оказались в месте сопряжения ССТ с натяжной камерой. Скоро здесь будет сбойка наклонного хода, пройденного щитом "Аврора", с натяжной камерой, то есть подземная часть станции соединится с поверхностью.
НВУ-571 (нижний вентиляционный узел). Сейчас здесь пройдено 72 кольца из 83