Кто проследит за «Кировским заводом»? В костер горящих сроков по метро подкидывают новые дрова
Коричневая линия метро ползет сквозь грунты, антимонопольные разбирательства и экспертные разрешения. Помимо этого всего, 5 км между «Путиловской» и «Казаковской» перетягивают между собой два
проектировщика.
О том, что в Петербурге возрождается метростроение, судить пока можно лишь по косвенным признакам: подписали контракт, объявили конкурс, собрали щит. Еще один — обострившаяся, пусть и не классовая борьба за
проектные и сопроводительные контракты. Очередной раунд состоялся накануне. «Метрострой Северной столицы» (МССС) подвел итоги по запросу котировок на проведение горно-экологического мониторинга при строительстве участка коричневой линии от «Казаковской» до «Путиловской» (пересадочной с «Кировским заводом»). Как и всё на этой стройке, такой мониторинг стоит дорого — 740 млн рублей составляла максимальная цена. Список участников интригой не был: «Ленметрогипротранс» (ЛМГТ) и «Метрогипротранс» (МГТ) — два главных
проектных института, с которыми работает МССС, а до него работал «Метрострой». А вот дальше было интересно.
В опубликованном накануне протоколе значится неожиданное. Мало того, что ЛМГТ победитель, так «Метрогипротранс» вообще признали не соответствующим требованиям: «В составе заявки участника отсутствуют документы, подтверждающие опыт выполнения аналогичных работ». Конкурсная документация — вещь сложная, в нее вполне могут и забыть включить нужную справку. Но концептуально, конечно, в МГТ высказываются об этой формулировке в понятной интонации: «Просто смешно, с учетом 90-летней истории организации». ЛМГТ предложил цену в 733 млн и выиграл, МГТ — в 627 млн и проиграл. Но дело не только в деньгах: судя по настрою «Метрогипротранса», дело теперь может затянуться: компания собралась к антимонопольщикам, а потом и в суд, если УФАС не поможет.
Это точно не входит в интересы комитета по развитию транспортной инфраструктуры и «Метростроя Северной столицы». Красносельско-Калининская линия — одна из двух, где прямо сейчас идут строительные работы. Этот участок, как и оранжевую станцию «Горный институт», должны сдать в 2024 году. «Должны» — слишком слабое слово: сроки переносили столько раз, а потом столько раз горожанам (и президенту) обещали больше этого не делать, что пространства для маневра у заказчика и у строителей нет.
А время уходит на разное непредвиденное: например, на пере
проектирование пересадочного узла с «Путиловской» на «Кировский завод». И не первое. Еще в 2014 году этот участок
проектировал ЛМГТ, в 2019 году документы отдали на корректировку «Метрогипротрансу». Корректировка выдалась основательной: если говорить просто, то ЛМГТ предлагал делать пересадку в торце «Кировского завода», а «Метрогипротранс» — в середине зала, аргументируя тем, что так будет дешевле. Это потянуло за собой много изменений и перемещений — от тяговой подстанции до санузла. В середине 2022 года (на тот момент обновленная документация всё еще не вышла из экспертизы) от руководства города поступил сигнал — а как бы ускориться, чтобы уже в сентябре 2024-го сдать станцию? Предложение ЛМГТ было — вернуться к первоначальному варианту. Сделать это буквально не получится, так как некоторые конструкции по новому
проекту с «серединным» выходом уже построены, но вернуться в торец, изменив угол, — вполне: еще в 1955 году там уже была сооружена поперечная камера для второго выхода, так что на нее и ориентировался ЛМГТ, когда сдавал
проект 10 лет назад.
Здесь важный штрих, чтобы была понятна атмосфера в этой сплоченной и дружной команде. Как известно, «Метрогипротранс» разрабатывает документацию по заказу КРТИ. Логично было бы, если уж город решил-таки возвращаться к «торцевому» варианту, попросить МГТ взять себе ЛМГТ на субподряд, чтобы они доложили в
проект свою идею. По данным «Фонтанки», от этой формулы пришлось отказаться сразу и про простой причине: «Ленметрогипротранс» не собирается иметь никаких прямых дел с МГТ, и эта приязнь взаимна. В итоге изобрели велосипед: «Метрострой Северной столицы» заключил договор с ЛМГТ, тот меньше чем за месяц подверстал свою старую идею с учетом новых реалий, отдал этот том МССС, а тот передал его «Метрогипротрансу». МГТ «подшил» вариант ЛМГТ к своей документации и отдал всё это вместе в экспертизу.
А вот там уже всё подвисло: экспертиза пару раз заворачивала
проект, процесс тянется уже несколько месяцев, притом что изначально получить положительное заключение собирались еще в декабре. Сейчас ориентировочные сроки — до 7–9 апреля. Как это бьется с ускорением — непонятно. Во всех документах, включая АИП, Смольный продолжает настаивать — сдача в 2024 году, даже если оплата позже. И даже пресловутый договор на горно-экологический мониторинг тоже рассчитан до конца 2024-го. Заранее произнести фразу «кажется, мы все-таки не успеваем» никто не хочет: либо действительно считая, что стройка в графике, либо понимая последствия. Напомним, в МССС недавно произошла смена гендиректора — вскоре после того, как КРТИ настоял на введении личной ответственности главы компании за «пуск объектов в 2024 году». Один из собеседников на рынке
проектирования назвал обозначенные сроки «абсолютной фантастикой», но чемпионат мира по футболу показал, на что способен (со всеми издержками) аврал федерального масштаба.
Сроки — это к чиновникам. Проектировщиков и строителей больше волнует, чтобы всё было сделано толково. МГТ должен знать «Кировский завод» как мало кто, ведь во время войны и после нее
проектированием станции занимался Ленметро
проект — это филиал Метро
проекта, из которого и вырос «Метрогипротранс». В ЛМГТ же настаивают, что выход в середину зала — это опасно. «Такого опыта нет ни у нас, ни у них, — говорит директор «Ленметрогипротранса» Владимир Маслак. — Заходить в действующую станцию колонного типа по центру — никто никогда не заходил. Мы заходили на «Техноложке», но до этого там была подготовлена камера. Есть заключение тоннельной ассоциации, ЛИИЖТ. Эта станция сделана полностью в чугуне, она может попросту развалиться». Таким образом, встает вопрос, что было большей авантюрой — переделывать
проект в 2019 году или теперь откатывать его, получая паузу в несколько месяцев.
С точки зрения расстановки сил на петербургском рынке кажется, что ситуация тоже откатилась. «Ленметрогипротранс» откорректировал собственный
проект пятилетней давности на зеленую линию до «Планерной», сейчас он в экспертизе, под него собирают проходческий щит. ЛМГТ же получил контракт на рабочую документацию при подготовке этого участка. Прямо сейчас МССС пытается найти подрядчика, который нарисует ему коричневую линию до «Каретной», и здесь тоже, по сути, речь идет об актуализации устаревших разработок ЛМГТ.
Кроме того, «Метрострой Северной столицы» взялся приводить в порядок построенные до него участки зеленой и фиолетовой линий. Компания объявила три запроса котировок на разработку
проекта по устранению протечек на этих станциях, в сумме — более чем на 200 млн рублей. Проектирование станций и авторский надзор вел ЛМГТ: он во всех протечках винил «Метрострой» , тот отвечал, что всё делал по
проекту. Учитывая контекст, логично предположить, что именно ЛМГТ может зайти на
проект по исправлению недостатков на с
проектированных им же станциях. Получая новые, компания пытается сбросить с себя груз старых контрактов со Смольным, которые зашли в тупик, так как документацию вовремя не отправили в экспертизу и она потеряла актуальность. КРТИ судится с ней, запрещая в одностороннем порядке разрывать эти договоры.
https://www.fontanka.ru/2023/03/17/72141560/