Метро в Петербурге строить не на что
Планы масштабные, но чтобы их осуществить, нужно 35 миллиардов рублей в год, а выделяется только двенадцать
Александр ГОРЕЛИК
Планы не совпадают
Депутаты ЗакСа впервые за долгие годы обсуждали, как будет развиваться городская подземка. До сих пор все совещания проходили в узком кругу, а тут - целые парламентские слушания на комиссии по городскому хозяйству. На них-то и выяснилось, что за регулярными торжественными отчетами о строительстве новых перегонов и открытии станций кроются колоссальные проблемы.
- Во-первых, объемы строительства по сравнению с Москвой в разы меньше, даже с учетом федеральных дотаций, - взялся перечислять заместитель председателя комиссии Алексей Ковалев. - Во-вторых, есть трудности с проектной документацией и выделением участков под станции. У нас будущее метро определяют три документа: Генплан, концепция развития пассажирского транспорта и отраслевая схема развития метрополитена. И в них говорится разное: и по трассировке тоннелей, и по очередности ввода.
Какой документ считать приоритетным, чтобы остальные привести в соответствии с ним, депутаты спросили приглашенных на слушания специалистов.
- Конечно, отраслевая схема играет основополагающую роль, - ответил глава Комитета по транспорту Станислав Попов. - Но она складывалась в семидесятые-восьмидесятые годы, и мы сталкиваемся с рядом проблем.
Чиновник сообщил, что сейчас для города приоритетными являются две линии: Фрунзенский радиус и Красносельско-Калининская. Они должны охватить районы, которые пока практически лишены станций метро. Правда, разработка проектов отстает от когда-то запланированных сроков, так как изменились СНиПы и правила проведения конкурсов.
- Проекты по Фрунзенскому радиусу уже готовы. А по Красносельской линии скоро отдаем на экспертизу, - сказал Попов.
Не проекты, а прожекты?
Депутаты рассматривали схему того метро, которое, по планам чиновников, появится в Петербурге к 2035 году. На ней множество разноцветных веток, включая Кольцевую, охватывающую весь центр, десятки новых станций.
- Жаль только, что жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне ни тебе, - прошептал Алексей Ковалев председателю комиссии по городскому хозяйства Сергею Никешину.
Из всего, что хотят видеть метрополитеновцы, в ближайшее время появятся лишь станции «Бухарестская» и «Международная» - уже в этом году. К 2015 году Фрунзенскую ветку должны дотянуть по проспекта Славы, и даже дальше, сделать отдельный вход на «Спасскую» и построить выход со станции «Спортивная-2». В планах также продолжить вестибюль «Спасской» к Театральной площади. К 2016 году должны запустить Красносельско-Калининскую линию и начать охватывать подземкой Приморский район: от «Комендантского проспекта» ветка пойдет к Шуваловскому проспекту и от «Приморской» - к улице Савушкина, Яхтенной и дальше все к тому же Шуваловскому.
- На этот год на развитие метрополитена выделено двенадцать миллиардов, - вздохнул Станислав Попов. - Больше не можем. Хотя минимально нужно шестнадцать миллиардов. А чтобы догнать отставание, в 2013 году требуется 35 миллиардов.
Правда, в бюджете заложены другие цифры: семнадцать миллиардов на следующий год и восемнадцать - на 2014-й. Так что с отставанием покончить вряд ли удастся. Если, конечно, Смольный и ЗакС не передумают.
- Будем надеяться, что в связи с чемпионатом мира по футболу, который пройдет в 2018 году, мы будем услышаны, - подпустил оптимизма Попов.
Чиновники забывают резервировать места под новые станции
Нарисовать схему метро - это одно. Воплотить ее в жизнь - другое. И дело даже не в строителях.
- Сколько вы нам денег дадите, столько мы и освоим, - заверил глава петербургской подземки Владимир Гарюгин. - Главное, чтобы программа финансирования была гарантирована на много лет. Потому что от этого зависит, увольнять нам людей или набирать еще. Дадите шестнадцать миллиардов - значит будем строить на эту сумму.
Узкое место оказалось в Градостроительном комитете. Выяснилось, что его сотрудники особо и не смотрят на планы развития метрополитена.
- На схеме я вижу станцию «Зоопарк» на Шуваловском проспекте, - обратился к чиновникам Ковалев. - По этой территории есть проект планировки, а на нем - никаких объектов метрополитена нет. На Богатырском проспекте, на Морском фасаде - та же история: вся территория распланирована, но для метро ничего не выделено. Как так получилось?
Сотрудники КГА принялись зачитывать список станций, по которым комитет начал работу. Минут через пять Сергею Никешину надоело монотонное перечисление, и он прервал чиновника:
- Вы сначала «забываете» зарезервировать места для наклонных ходов, вестибюлей, вентиляционных шахт метрополитена, а потом приходится искать для них участки за счет вырубки зеленых насаждений.
- Бюджет ограничен, - нашли оправдание чиновники комитета. - Поэтому нам надо знать, какие станции приоритетны, чтобы мы по ним работали.
- Меня пугает, что не хватает денег на проекты планировки, межевания, - возмутился Ковалев. - Смотрите: как только нет инвестора, который за это платит, так ничего не делается. А потом приходится все наверстывать в пожарном порядке. Должна быть установка по подготовке документации за счет бюджета, а сейчас установка - за счет инвестора. В конце концов есть Генплан. Значит, должно быть поручение КГА разработать границы зон размещения объектов метрополитена. Тогда в будущем в любом проекте планировки эти границы учтут. Работу над этим надо начинать не за полтора года до начала строительства, а за пять - десять лет, потому что пока решится вопрос проектирования, планировки, оформлены изъятия - пройдет лет пять.
С такими темпами, как сейчас, рассудили депутаты, удивительно, что у нас новые станции вводятся всего на пару лет позже изначально заявленных сроков.
Вердикт слушаний огласил депутат Ковалев. По его мнению, в первую очередь надо привести Генплан и концепцию развития транспорта в соответствие со схемой развития метро. А также выделять на строительство подземки шесть-семь процентов бюджета.
- Какие-то инвестиции можно и сократить, а в метроплитен - вкладывать, - уверен Ковалев. - Мы должны использовать наши уникальные мощности, наши институты, наших строителей, наш щит, который прокладывает наклонный тоннель без разрушения зданий. Иначе люди уйдут в другие города, где их готовы обеспечивать работой.
«Василеостровская» встанет на ремонт
Сейчас питерская подземка перевозит 43 процента всех пассажиров. Причем большинство едут через центр города: многие там работают и учатся. Да и чтобы пересесть с ветки на ветку, нужно опять же ехать в центр. Поэтому там все перегружено. На пределе и даже в запредельном режиме работают и станции, в одиночку обслуживающие огромные жилые массивы: «Проспект Просвещения», «Проспект Ветеранов», «Василеостровская», «Купчино».
- Там люди вынуждены использовать личный транспорт и маршрутки, - констатировал директор Бюро территориальных информационных систем градостроительного моделирования Мехаил Петрович. - Это забивает дороги.
Но жителям Васильевского острова, судя по всему, скоро придется труднее всего: «Василеостровскую» в 2014 году поставят на долгий ремонт: там надо чинить наклонный ход и менять эскалаторы.
- Крайний срок - 2016 год, - отсрочил угрозу Попов. - Поэтому мы сейчас стараемся ускорить работы на «Спортивной-2» и Большом проспекте.
Статья приведена как есть, ни одно слова не изменено. Орфография соблюдена.