MetroGnom писал(а):Господа, а если в вагоны с нынешней (старой) планировкой просто довести до ума: розетки, зарядки для USB, личные светильники над полками, нормальные уплотнители в дверях, кондиционеры, биотуалеты и прочие "фишки"? По-моему они бы приблизились у идеалу.
З.Ы. Вообще-то это уже должно быть везде внедрено. Ибо это комфорт для пассажира, а это главное!
Ну, у нас не всё так просто, я когда-то даже задумывался.
В тех купе, в которых я ездил - над каждым местом был свой светильник, и две розетки 220В снизу.
Но вот взять и повесить светильники в плацкарте над каждым местом - уже проблематичнее. Не всем пассажирам понравится, если сосед ночью включит свет. Я даже думал, реально ли свет сделать направленным так, чтобы он никак не мешал. А направленному свету мешает бельё - оно у нас белое, и прекрасно отражает свет сверху (опять же, во все стороны, и на соседа тоже). В итоге, получается, что единственный вариант - над изголовьем добавить светодиодный модуль (хотя бы 2х3 светодиодов) с "бортиком"-ограничителем со стороны соседа. Тогда, свет будет светить ровно вниз на небольшой участок (а отражённый свет будет заслоняться столом). Хорошо ещё пару модулей на нижнюю сторону столика (чтобы освещали пол, обувь и вещи) и подсветку при подъёме нижнего места (подсветить ночью вещи хотя бы 3 светодиода-пираньи или smd5050 на место).
В общем, можно что-то придумать, но обязательно найдутся те, кому "свет ночью будет мешать". Мне, если честно, в поезде "Смена" (СПб-МСК) не дал уснуть дежурный свет (пара светодиодов синеватого оттенка над плацкартой). Вроде читать под ним тяжело, но уснуть мешает, хотя, тут уже в меру усталости.
Розетки - да, нужны, хотя бы по одному на место (причём, и сверху, и снизу). И сами розетки и проводка стоят дешевле светодиодов. Но я вот не помню требованиям к вагонной проводке - по-моему, по нынешним правилам сделать розетку над верхним пассажиром (в изголовье, или на стенке между плацкартами) нельзя из соображений электро- и пожаробезопасности.
Зарядки для USB у каждого места - честно скажу, на мой взгляд, в обычном вагоне не надо. Можно в тамбурах 4 USB-розетки сделать. В фирменных/скорых/"более дорогих" - для вида можно. Во-первых, своя зарядка обычно с собой, и всегда надёжнее. Во-вторых, конструкция разъёма USB типа A не очень надёжна (Type B уже надёжнее, но он и крупнее. и в мобильной технике не используется, mini USB чуть-чуть хлипче полноразмерного Type A, micro USB слишком тонкий и гнётся, "новомодные" и раскрученные маркетологами Type C - ИМХО, вообще бред, с точки зрения надёжности. Ну нельзя их применять там, где требуется часто подключать-отключать, и есть возможность прогиба) - вон, USB-розетки во всяких ТРК уже через год то расшатаны донельзя, то "потроха" выломаны, то на контактах какие-нибудь +30V, где-то вообще жвачкой залеплены/забиты мусором (это, опять же, отсылка к менталитету наших пассажиров, и качеству обслуживания ПС). В-третьих, USB-розетки требуют либо проводки +5V по всему вагону (что тоже небезопасно, учитывая количество потребителей, хотя, тут можно и multifuse/polyswitch и диодами обойтись для защиты), либо где-то неподалёку от разъёма должен стоять блок питания (+к стоимости).
Я вот думаю, что идеально было бы у каждого места в плацкарте (и не только) поставить 1-2 розетки, и ещё снизу под столиком 2 (а если нужны USB, то там же под столиком в стене, или где-нибудь ещё спрятать преобразователь). Правда, для того, чтобы каждого пассажира обеспечить током 2.1 ампер, придётся на плацкарту ставить блок на 14-15 ампер, ну, и на каждый выход - защитный диод и самовосстанавливающийся предохранитель.
Спасибо, что биотуалеты уже установлены более, чем в половине поездов и их продолжают активно внедрять (знакомый рассказывал, что как-то раз ехал в поезде, который по маршруту проезжал через Монголию, и в расписании было указано, что на станции (не помню названия) - "производится санэпидемпроверка пассажиров, все двери будут закрыты, стоянка 12 часов (днём - с 9:00 до 21:00), туалетом не пользоваться". Сам знакомый сел где-то посередине маршрута, поэтому станцию не проезжал). Ну, понятно, что от "очка на шпалы" нужно избавляться, хорошо, что этим занимаются.
Кстати, это не значит, что биотуалеты не требуют обслуживания, в той же "Смене" один из клозетов уже при посадке в Москве был переполнен, горела красная лампочка, воды не было в обоих туалетах, и проводника поймать не удалось (хорошо, поезд ночной, не сильно напрягало).
Помимо внедрения чего-то нового, нужно его обслуживать, да и про обслуживание старого тоже не забывать.
Кондиционер - хорошо бы вентиляцию нормальную сделать, ну, и "очень хорошо" - регулировку температуры воздуха в пределах одной плацкарты.
Уплотнители на дверях - лучше на окнах сначала с ними разобраться (и на форточках особенно), с дверьми всё более-менее терпимо (да, хлопки напрягают, но не так уж и критично, ИМХО).
Разобрались бы уже с сотовой связью наконец и интернетом. Поставить оборудование (антенну, приёмник, передатчик, усилители, и.т.д.) на локомотиве/одном из вагонов, и раскидать ретрансляторы по вагонам - вполне посильно. Wi-Fi в поездах тоже реально сделать полностью бесплатным, только нам много что бюрократическое мешает.
Ну, в общем, сделать всё можно, только если посчитать стоимость "дооборудования" одной плацкарты/купе/и.т.д. розетками, USB-разъёмами и светильниками - ну, около 5-7 т.р. (это в розницу, а как у нас там госзаказы делаются - даже не представляю, там и до 50-70 т.р. со всеми сертификациями, комиссиями и.т.д. ценник подскочить может), в обычном вагоне 9 плацкарт. Соответственно - около 50-60 т.р. на вагон. Вообще, не так уж и много, вполне можно хотя бы парк того же Санкт-Петербурга так подобновить, выявить косяки и дальше дооборудовать остальные парки ПС.
Ну, считается у нас пока, что так ездить - "комфортно", вернее, "главное - чтобы терпимо, а дальше уже ..". У нас ещё сравнительно небольшие ценники на поездки, в сравнении с той же западной Европой, только в там и ценник заметно выше, и государство финансирует транспортников хорошо, да и зарплаты там повыше. В конце-концов, там и запросы другие.