
Новости...и т.д. и т.п...
Модератор: Nomernoy
«Обводный канал»: наклонный ход почти готов
Около месяца понадобится метростроителям, чтобы поставить победную точку в проходке наклонного тоннеля на углу Лиговского проспекта и набережной Обводного канала.
Напомним, что она началась в сентябре этого года. При строительстве эскалаторного тоннеля для новой станции Фрунзенского радиуса «Обводный канал» в Германии был изготовлен уникальный проходческий щит. Германская компания Herrenknecht AG, которая изготовила его по заказу петербургских метростроевцев — одна из немногих в мире, которая способна разработать любые механизированные тоннелепроходческие комплексы от микротоннелирования до рекордных по диаметру, до 19 метров.
Подписание контракта между ОАО «Метрострой» и немецкой компанией Herrenknecht состоялось в начале июля 2007 года в Смольном в присутствии вице-губернатора Санкт-Петербурга Александра Вахмистрова.
Идея об изготовлении подобной техники пришло в голову метростроевцам ещё пять лет назад. За это время проект машины был разработан до самых мелких деталей. наш щит, в отличие от ранее произведённых, будет обладать способностью перехода из наклонного тоннеля в горизонтальный — таким образом появится возможность использовать его и при строительстве подземных станций и тоннелей.
Предполагалось, что щит, в первую очередь, начнёт работать на строительстве наклонного хода станции «Адмиралтейская», для которой он и разрабатывался. Уникальность проходческого комплекса заключается в том, что он может вести этот процесс в любом густонаселённом районе города и при этом работать совершенно «безболезненно» для стоящих рядом зданий. Раньше, чтобы построить станцию в центре, необходимо было разобрать и собрать все стоящие рядом здания — как правило, являющиеся памятниками архитектуры. Это также значительно увеличивало сроки работ.
Впрочем, чтобы не подвергать какому-либо риску старинные здания в историческом центре Санкт-Петербурга, решено было первоначально использовать тоннелепроходческий комплекс на строительстве наклонного хода на «Обводном канале», тем более, что тоннель должен поднырнуть здесь под оживлённую магистраль Лиговского проспекта, кроме того, пройти в районе массовой застройки. И вот осенью монтаж сложнейшей немецкой техники, наладка и прочие подготовительные операции завершились, и уникальная проходка началась.
Традиционный способ проходки наклонных тоннелей при помощи замораживания позволяет в месяц проходить 12 метров. Учитывая глубину петербургских станций, сроки работ раньше могли растянуться на десятки месяцев. новый щит ускоряет производительность многократно. при нормальных условиях работы метростроевцам удаётся пройти и смонтировать три тюбинговых кольца в сутки! А кроме того, такой метод работы не вызывает осадки грунтов, так как основная подвижка грунтов обычно происходила при размораживании тоннелей.
Впрочем, услышать, прочитать о возможностях уникального щита, или воочию увидеть его работу — вещи абсолютно разные. Размеры щита действительно впечатляют, ведь его наружный диаметр составляет 10,4 метра, внутренний — 9,4 метра. Диаметр тоннеля рассчитан на установку четырёх эскалаторных лент.
В момент, когда мне довелось оказаться на строительной площадки станции «Обводный канал», здесь полным ходом шла подготовка к установке 71-го тюбингового кольца. Уже почти готовый эскалаторный тоннель (на момент выхода номера из печати останется смонтировать менее 20 колец) встретил неожиданным теплом — точная немецкая техника боится холода, поэтому для её бесперебойной работы тоннель приходится дополнительно обогревать. Несколько десятков метров вниз — и вот я нахожусь в самом сердце комплекса, в кабине управления. С многотонной махиной, как выясняется, может справиться один оператор. Перед ним расположены несколько мониторов, на которых отражаются все параметры проходки.
В тот самый момент, когда я нахожусь в кабине комплекса, начинается проходка. Впрочем, ожидаемого грохота я не услышала, не почувствовала и сильной вибрации. Щит с немецкой педантичностью вгрызается в глинистую землю и мягко, как по маслу, уверенно продвигается вперёд. Сразу становится очень понятно, почему работа нового комплекса ничем не угрожает расположенным поблизости строениям.
Кстати, постоянный мониторинг при работе комплекса осуществляют специалисты института «Ленметрогипротранс». Эхолоты, с которыми они находятся в тоннеле во время работы, показывают — всё в пределах нормы, отклонений нет.
Прошло около двадцати минут, и первая стоящая наготове вагонетка уже наполняется грунтом и плавно движется на поверхность. А комплекс продолжает работу — практически бесшумно, так как его заглушает рёв проходящего рядом Лиговского проспекта.
Пройдёт ещё немного времени — и в начале января нового 2010 года проходка эскалаторного тоннеля на «Обводном канале» завершится. После этого перед тоннелепроходческим комплексом встанет новая задача — ювелирная работа в плотной городской застройке на углу Большой Морской улицы и Кирпичного переулка, где расположится вестибюль станции «Адмиралтейская».
И. Дмитриева
«Петербургский метрополитен», № 17 (1492), 15.12.2009
(16.12)в40 писал(а):84
Наклонный ход для «Обводного канала»
На месте бывшего Лиговского рынка началась проходка наклонного эскалаторного тоннеля станции метро «Обводный канал». Старт, который откладывался с 10 сентября, наконец-то состоялся. Несмотря на задержку, работы обещают завершить уже в январе.
Подземная часть этого метровокзала уже готова, но поезда Фрунзенско-Приморской линии, следующие от «Волковской» до «Звенгородской» и далее, пока проходят мимо его перронов. первую очередь новой ветки открыли в конце декабря прошлого года. Но сё это время диктор объявляет, что «станцию „Обводный канал“ поезд проследует без остановки». У станции нет выхода на поверхность.
Чтобы пробить эскалаторный ствол в исторической застройке, метростроевцы впервые обратились к немецким коллегам — в компанию Herrenknecht AG. Правда, сперва планировалось, что её тоннелепроходческий щит стоимостью около 20 млн. евро начнёт сооружать наклонный ход для «Адмиралтейской».
Сборка привезённого по частям щита началась в конце июня, а в августе закончилась. В начале осени электронному землекопу, или «кроту», как его называют некоторые, задали нужный угол — 30 градусов.
На сегодняшний день установлено уже больше десятка тюбинговых колец. Всего на рытьё 95 метров тоннеля, в котором разместят четыре эскалатора, уйдёт полтора — максимум два месяца. При этом на всякий случай подземщики берут крайний срок и говорят, что закончится проходка в январе.
На следующем этапе начнётся строительство наземного вестибюля, спроектированного Головным проектным и научно-исследовательским институтом РАН (ГипроНИИ РАН). В конце декабря следующего года «Обводный канал» откроется.
К этому сроку в подземном вестибюле установят последующий недостающий элемент — мозаичное панно, изображающее промышленные виды Обводного канала. Всё остальное уже готово.
Что же касается многострадальной «Адмиралтейской», то германский щит начнёт строить её наклонный ход в конце января — феврале 2010 года. И это окажется для него испытанием посерьёзнее: ведь тот эскалаторный тоннель будет самым длинным в Петербурге — 140 метров. Главный инженер «Метростроя» Алексей Старков рассказал, что на «Адмиралтейской», как и на «Пролетарской», будет каскад эскалаторов: 140-метровый будет опускать пассажиров на Г-образную площадку, а затем ещё ниже они смогут добраться на 25-метровом.
Уже сейчас известна и третья станция, для которой щит будет грызть тоннель,— «Спасская». Она была открыта в нынешнем марте, но собственного выхода нет до сих пор. О сроках пока не сообщается, ведь тут ещё появилась новая проблема — с реконструкцией Сенной площади.
В 2012 году обещают открыть ещё две питерские станции — «Бухарестскую» и «Международную». Правда, в «Метрострое» спешат огорчить: из-за нехватки финансирования строительство «Бухарестской», а акже перегонных тоннелей заморожено. Возводится пока только «Международная». Там к концу этого года закончат проходку наклонного хода. Подземный зал будет колонного типа. Технически его сделать непросто, поэтому метростроевцы решили не откладывать дело в долгий ящик. Иначе в график не уложатся. А вот «Бухарестскую» запроектировали как станцию пилонного типа, что намного проще для строительства. Сейчас у неё готов лишь один боковой зал; другой боковой, а также центральный — в перспективе. Если Смольный выделит деньги, то к работам по их созданию приступят в следующем году.