Добавлено: 17 авг 2004, 19:50
Продолжаю свой отчёт о поездке в Москву.
Бутовская линия
Будучи осведомлённым (благодаря сайту «Московское метро» и форуму Московского метрополитена) обо всех перипетиях, сопровождавших ввод в эксплуатацию этого новаторского типа метро, я сконцентрируюсь не на общеизвестных преимуществах и недостатках Лёгкого метро (ЛМ) в целом и Бутовской линии (БЛ) в частности, а на своих первых впечатлениях.
Станция «Улица Старокачаловская». Пересадочный узел «Улица Старокачаловская» / «Бульвар Дмитрия Донского» немного непривычный для ПМ, но достаточно удобный. Поезд «Русич» стоял на станции по меньшей мере 6 минут, но для уик-энда, полагаю, это нормально. Подземный вестибюль (ПВ) выполнен в чисто функциональном исполнении, без архитектурных изысков или оригинальных художественных решений.
Наконец «Русич» тронулся, и я получил возможность оценить его ходовые и функциональные характеристики (о «Русиче» см. ниже).
Выходя на эстакаду, «Русич» из ПС превращается в движущуюся смотровую площадку. К сожалению, видовыми композициями район Северного и Южного Бутово похвастаться не может. Типовые, муниципальные бутовские новостройки сильно уступают питерским коммерческим жилым комплексам, возводимым у нас нынче по всему городу. Однако самая «смотровая площадка» в этом не виновата, и поэтому эту дополнительную функцию можно записать ЛМ в плюс.
Шум, который неизбежен при эксплуатации метро в подземных условиях, при выходе «Русича» на эстакаду резко снижается. С другой стороны, возрастает шум от прохождения ПС рельсовых стыков, и этот минус необходимо отнести на счёт конструктивных недоработок конкретно БЛ, но никак не конструктивных особенностей эксплуатации ЛМ. Шум, вызываемый самим «Русичем», мне оценить не удалось, т.к. «в город» я не выходил. Однако вполне согласен с обеими сторонами дискуссии: шум в окрестностях ЛМ сильный, но жители к нему привыкли или в скором времени привыкнут.
Немного о шуме. Как известно, в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург, предельные нормы уровня шума на улицах давным-давно перекрыты, и ни власть, ни бизнес, ни горожане ничего с этим сделать, похоже, уже не могут. Шум отрицательно сказывается на общем физиологическом и эмоциональным состоянии человека. Однако уровень шума в тоннелях метрополитена гораздо выше уровня шума на улицах (даже магистрального типа), отчего усталость и раздражительность стали нашими неизменными спутниками. В связи с этим внедрение такого типа метрополитена, как ЛМ, позволяет частично снизить общий уровень шума, и тем самым снизить ежедневные физиологическо-эмоциональные нагрузки на человека. При этом шум в пределах трассировки ЛМ не выше (а, скорее всего, ниже) шума на основных магистралях Москвы, к которым, надо признаться, все уже давно привыкли. Поэтому ЛМ в Бутово по своим шумовым характеристикам ничем не отличается от того же Ярославского шоссе, где я имел «удовольствие» жить в июне этого года.
Мне улыбнулась удача, и с первого раза я смог оценить эксплуатационные характеристики БЛЛМ в экстремальных условиях: во время моей поездке над Бутовым грянул сильный ливень. Обычно в таких случаях ссылаются на навесы над станциями, прозрачные, шумопоглощающие экраны и пр. Так вот: ни то, ни другое в действительности не помогает. Навесы над перронами дают течи во многих местах, экраны нисколько не защищают от ветра, а при сильном боковом ветре брызги от дождя долетают и до перрона. Станционные пути совсем не защищены от стихии: более того, при ливне с навесов на СП потоком льётся вода. Картина удручающая. То ли будет в снегопад, буран или пургу!
Кстати, шумопоглащающие экраны имеются не по всей длине БЛ, а лишь в непосредственной близости у станций. Логика метростроителей мне здесь неясна.
Оформление «Русича» заслуживает более высокой оценки в сравнении с «Яузой». Внутренняя отделка из бело-жёлтых, радостных тонов. Вагоны чистые и более светлые, особенно при естественном освещении. Световые табло находятся в рабочем состоянии. В отличие от яузовских «кривых зеркал», стеклопакеты «Русича» обладают прекрасными отражательными способностями: при проходе подземного участка ЛМ привычных нам коммуникаций не видно, а видно лишь собственное отражение. В целом, «Русич» мне понравился больше, чем «Яуза».
Мне сложно себе представить Фрунзенский радиус, выполненный в виде ЛМ бутовского типа. При всех своих достоинствах, главный недостаток БЛЛМ — это её совершенная неприспособленность к плохим погодным условиям, невозможность эксплуатации в крупных спальных районах (коим является район Купчино) из-за большого пассажиропотока (напомню, что район Южного Бутово — это спально-промышленный район), негибкость к трассировке. От этих недостатков нельзя полностью избавиться, если внедрять ЛМ в районе Купчино.
И всё же идея ЛМ самая по себе — достаточно смелая попытка избавиться от минусов традиционного метро. Но мне кажется, что вместо ЛМ нужно строить традиционное метро на эстакадах и разрабатывать совершенно новый тип ПС, имеющий гораздо меньшие шумовые характеристики, нежели современные ПС.
Мелочи
В заключение, несколько мелочей, которые бросились мне в глаза при осмотре ММ.
Станция «Чистые пруды» — из-за наземного вестибюля скрыта перспектива на памятник Грибоедову со стороны Тургеневской площади.
Станция «Китай-город» — кроссплатформенная станция, наподобие нашего «Технологического института». Поезда, идущие на север Москвы, и поезда, идущие на юг, разведены по разным станциям — точно так же, как и у нас.
Внутренняя отделка ПС — более тёмные тона в сравнении с нашими вагонами. Расположение рекламных объявлений — хаотичное, попадаются незаконные рекламные объявления с отрывными номерами телефонов.
Станция «Октябрьская» КЛ — совершенные потёмки.
Станция «Арбатская» АПЛ — очень красивые светильники в ПВ и НВ. Подобных светильников на нашем метро я не видел.
Понравилось оформление ПВ на станции «Новослободская» КЛ.
С интересом узнал, что в ММ можно входить с собаками. Одну собачку в сопровождении своих хозяев я видел. Поразительно!
Станция «Воробьевы горы» — с введением в строй эскалаторов в сторону Воробьёвых гор эта станция, без сомнения, примет завершённый вид. Сейчас же не всякий решится на долгий подъём к ул. Косыгина по сырой, скользкой земле. На ФММ я прочитал, что многие предпочитают станцию «Университет» станции «Воробьевы горы» именно из-за того, что к последней очень сложно добраться.
Вот, собственно говоря, и всё. Спрашивайте, с радостью отвечу на ваши вопросы о том, что видел и что посмотреть мне не удалось.
Бутовская линия
Будучи осведомлённым (благодаря сайту «Московское метро» и форуму Московского метрополитена) обо всех перипетиях, сопровождавших ввод в эксплуатацию этого новаторского типа метро, я сконцентрируюсь не на общеизвестных преимуществах и недостатках Лёгкого метро (ЛМ) в целом и Бутовской линии (БЛ) в частности, а на своих первых впечатлениях.
Станция «Улица Старокачаловская». Пересадочный узел «Улица Старокачаловская» / «Бульвар Дмитрия Донского» немного непривычный для ПМ, но достаточно удобный. Поезд «Русич» стоял на станции по меньшей мере 6 минут, но для уик-энда, полагаю, это нормально. Подземный вестибюль (ПВ) выполнен в чисто функциональном исполнении, без архитектурных изысков или оригинальных художественных решений.
Наконец «Русич» тронулся, и я получил возможность оценить его ходовые и функциональные характеристики (о «Русиче» см. ниже).
Выходя на эстакаду, «Русич» из ПС превращается в движущуюся смотровую площадку. К сожалению, видовыми композициями район Северного и Южного Бутово похвастаться не может. Типовые, муниципальные бутовские новостройки сильно уступают питерским коммерческим жилым комплексам, возводимым у нас нынче по всему городу. Однако самая «смотровая площадка» в этом не виновата, и поэтому эту дополнительную функцию можно записать ЛМ в плюс.
Шум, который неизбежен при эксплуатации метро в подземных условиях, при выходе «Русича» на эстакаду резко снижается. С другой стороны, возрастает шум от прохождения ПС рельсовых стыков, и этот минус необходимо отнести на счёт конструктивных недоработок конкретно БЛ, но никак не конструктивных особенностей эксплуатации ЛМ. Шум, вызываемый самим «Русичем», мне оценить не удалось, т.к. «в город» я не выходил. Однако вполне согласен с обеими сторонами дискуссии: шум в окрестностях ЛМ сильный, но жители к нему привыкли или в скором времени привыкнут.
Немного о шуме. Как известно, в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург, предельные нормы уровня шума на улицах давным-давно перекрыты, и ни власть, ни бизнес, ни горожане ничего с этим сделать, похоже, уже не могут. Шум отрицательно сказывается на общем физиологическом и эмоциональным состоянии человека. Однако уровень шума в тоннелях метрополитена гораздо выше уровня шума на улицах (даже магистрального типа), отчего усталость и раздражительность стали нашими неизменными спутниками. В связи с этим внедрение такого типа метрополитена, как ЛМ, позволяет частично снизить общий уровень шума, и тем самым снизить ежедневные физиологическо-эмоциональные нагрузки на человека. При этом шум в пределах трассировки ЛМ не выше (а, скорее всего, ниже) шума на основных магистралях Москвы, к которым, надо признаться, все уже давно привыкли. Поэтому ЛМ в Бутово по своим шумовым характеристикам ничем не отличается от того же Ярославского шоссе, где я имел «удовольствие» жить в июне этого года.
Мне улыбнулась удача, и с первого раза я смог оценить эксплуатационные характеристики БЛЛМ в экстремальных условиях: во время моей поездке над Бутовым грянул сильный ливень. Обычно в таких случаях ссылаются на навесы над станциями, прозрачные, шумопоглощающие экраны и пр. Так вот: ни то, ни другое в действительности не помогает. Навесы над перронами дают течи во многих местах, экраны нисколько не защищают от ветра, а при сильном боковом ветре брызги от дождя долетают и до перрона. Станционные пути совсем не защищены от стихии: более того, при ливне с навесов на СП потоком льётся вода. Картина удручающая. То ли будет в снегопад, буран или пургу!
Кстати, шумопоглащающие экраны имеются не по всей длине БЛ, а лишь в непосредственной близости у станций. Логика метростроителей мне здесь неясна.
Оформление «Русича» заслуживает более высокой оценки в сравнении с «Яузой». Внутренняя отделка из бело-жёлтых, радостных тонов. Вагоны чистые и более светлые, особенно при естественном освещении. Световые табло находятся в рабочем состоянии. В отличие от яузовских «кривых зеркал», стеклопакеты «Русича» обладают прекрасными отражательными способностями: при проходе подземного участка ЛМ привычных нам коммуникаций не видно, а видно лишь собственное отражение. В целом, «Русич» мне понравился больше, чем «Яуза».
Мне сложно себе представить Фрунзенский радиус, выполненный в виде ЛМ бутовского типа. При всех своих достоинствах, главный недостаток БЛЛМ — это её совершенная неприспособленность к плохим погодным условиям, невозможность эксплуатации в крупных спальных районах (коим является район Купчино) из-за большого пассажиропотока (напомню, что район Южного Бутово — это спально-промышленный район), негибкость к трассировке. От этих недостатков нельзя полностью избавиться, если внедрять ЛМ в районе Купчино.
И всё же идея ЛМ самая по себе — достаточно смелая попытка избавиться от минусов традиционного метро. Но мне кажется, что вместо ЛМ нужно строить традиционное метро на эстакадах и разрабатывать совершенно новый тип ПС, имеющий гораздо меньшие шумовые характеристики, нежели современные ПС.
Мелочи
В заключение, несколько мелочей, которые бросились мне в глаза при осмотре ММ.
Станция «Чистые пруды» — из-за наземного вестибюля скрыта перспектива на памятник Грибоедову со стороны Тургеневской площади.
Станция «Китай-город» — кроссплатформенная станция, наподобие нашего «Технологического института». Поезда, идущие на север Москвы, и поезда, идущие на юг, разведены по разным станциям — точно так же, как и у нас.
Внутренняя отделка ПС — более тёмные тона в сравнении с нашими вагонами. Расположение рекламных объявлений — хаотичное, попадаются незаконные рекламные объявления с отрывными номерами телефонов.
Станция «Октябрьская» КЛ — совершенные потёмки.
Станция «Арбатская» АПЛ — очень красивые светильники в ПВ и НВ. Подобных светильников на нашем метро я не видел.
Понравилось оформление ПВ на станции «Новослободская» КЛ.
С интересом узнал, что в ММ можно входить с собаками. Одну собачку в сопровождении своих хозяев я видел. Поразительно!
Станция «Воробьевы горы» — с введением в строй эскалаторов в сторону Воробьёвых гор эта станция, без сомнения, примет завершённый вид. Сейчас же не всякий решится на долгий подъём к ул. Косыгина по сырой, скользкой земле. На ФММ я прочитал, что многие предпочитают станцию «Университет» станции «Воробьевы горы» именно из-за того, что к последней очень сложно добраться.
Вот, собственно говоря, и всё. Спрашивайте, с радостью отвечу на ваши вопросы о том, что видел и что посмотреть мне не удалось.