был в Австрии летом 2016, конкретно в Вену, по большому счёту, выбрался на 1 день, но ходил не по операм-театрам а катался на метро

в основном по линиям U6 и U4, но по паре перегонов на всех линиях проехал. всякую справочную информацию и прочую википедию писать не буду. Фотки есть на предыдущей странице, Игоря Ванина мне всё равно не переплюнуть, немношко выложу от себя.
Но так как для меня это был 1й выезд за границу я хотел бы написать именно свои впечатления и сравнения с Петербургом. Тем более что - ну, такое мнение я встречал часто - по архитектуре центра Вена и Петербург очень похожи. Ну и узкие улочки в центре плюс рельеф. Да ещё и тот самый НИП в почему-то именно из Вены нам принесли. Короче вот прям хочется сравнить как решили транспортные проблемы там и у нас.
1) проездной. И тут у меня случился самый большой разрыв шаблона. Билетик покупается в автомате исходя из желаемого тарифа. всяких разных там много, но мне как туристу и не нужно разбираться. Я купил на 24 часа и катался на всём подряд. Стоит 7,60 евро, что на целый день совсем немного, любой аттракцион в Пратере будет дороже, учитывая, что я мог чуть ли на каждой станции выходить осмотреться, покушать и сесть обратно. Любой автобус, трамвай. меня вообще не парит. сажусь и катаюсь на всём подряд. могу заблудиться. пофиг. на свои 7,60 я накатался точно.

- погашенный билет и чек
Но что больше всего порвало мой шаблон: билетик покупается в автомате. рядом стоит компостер в котором билетик можно погасить. Всё на совести пассажира. Всё. контролёра я не видел ни одного. турникетов нет. ни на выход ни на вход. всё на совести пассажира. Конечно, большой штраф если поймают без билета. И я по началу озирался, держал билетик на готове. Но контролёров не было вообще. Ни в автобусах, ни в вагонах, ни на станциях. я за один день ну выходил на станциях полметро облазил - ну нету нигде. Оказывается, так можно! Я такого в России не могу представить сейчас.
Более того, теперь я испытываю фрустрацию в России, вот как развращает неокрепший ум Европа. потому что ты должен сначала купить билет. потом доказать, что ты купил билет приложив к валидатору, потом доказать, что ты купил билет у кондуктора, потом доказать кондуктору ещё раз, потому что она забыла проверяла у тебя или нет. а если зайдёт контроль - то и ему ты должен доказать. а ещё я должен старикам, женщинам, инвалидам, детям, собакам, велосипедам, всем по кругу должен за свои же деньги. Теперь меня это раздражает. я уже купил услугу, деньги я уже свои отдал. почему мне надо по четыре раза доказывать каждый раз? Это как я бы купил пакет молока, оплатил на кассе, приложил бы чек к двери чтобы выйти из магазина, на выходе из магазина показал бы чек на молоко контролёру, а потом ещё на улице ко мне бы могли подойти и спросить чек на это молоко. Теперь мне кажется, что это полный бред.
2) Подвижной состав. на U6 СМЕ из трамваев Bombardier Type T. низкопольные. бегущие строки висят в центре салона у узла сочленения и их хорошо видно из салона. есть указатель с какой стороны платформа. В принципе это всё, что нужно туристу.
На остальных линиях по сути два типа поездов: типа U конца 70х годов и типа V 00х. Если без википедии, то чисто расскажу по эмоциям.
Старые вагоны просто офигенные. вагоны сцеплены в секции по два. Все вагоны с кабиной, без межвагонных проходов. При этом в торце шикарное обзорное окно. Звук шикарный, всё как в номерных тех лет. Дизайн интересный, соответствует своему времени. примерно, как у нас если б "И" пошли в серию. Шикарные ручки для открытия дверей на станции. специально полчаса ждал на станции именно такой состав, чтоб ручки подёргать



Новые типа V уже не так интересны. Тоже соответствуют своему времени. Без ручек ваще не интересно. Звук - обычный писк асинхронных (?) двигателей. Сквозной проход. нет промежуточных кабин, но каждый вагон имеет свой номер, т.е, видимо, вполне самостоятельная единица. Дизайна тоже отсыпали. Это, конечно, на любителя, мне вот не нравится. Но светящиеся секции крутые. И глупый круглый фонарь на лбу. Первая дверь первого вагона - для инвалидов. Из пола выдвигается трап до платформы закрывая щель между вагоном и платформой. между кабиной машиниста и 1м дверным проёмом - место для колясок и велосипедов с советующими креплениями и всё такое. там же - дурацкое мелкое бронеокно. Всего это в старых вагонах нет. Вот смотрю на наши потуги по полвагона делать для инвалидов ставя в салоне эти гладильные доски и удивляюсь в очередной раз как можно сделать нормально - в Австрии, а как можно через задницу у нас. Два разных подхода к одной и той же проблеме.


ужасно не понравился салон. Что в новых, что в старых он одинаковый. поперечные двухпопные сиденья лицом друг к другу с обеих сторон. сидеть неудобно - стукаешься коленями. вылезать на выход неудобно через ноги. узкий проход между сиденьями 1 стоячий полностью перекрывает - приходится пробираться к дверям. В итоге все стоят на накопительных площадках у дверей поэтому даже во внепик неприятная толкучка. Плюс n-минутные интервалы, что при малом пассажиропотоке всё равно делает поездку неприятной в толкучке, а частые перемены стороны с которой платформа, не дают забиться в уголок.
3) Станции
Особо интересовали станции пилонного типа, а имеено понравилась идея что вместо ЦЗ можно воткнуть несколько наклонных ходов. Эскалаторы все коротенькие межэтажные, если станция глубокая, то ведут они на менее глубокий уровень где часто расположены магазины и переходы на вокзалы или другие линии. а потом ещё каскад на уровень земли. Прикольно, что можно увидеть обделку тоннелей на станции. Она не скрыта зонтами.

4) информационное пространство. Тот самый НИП. так и не понял почему именно венский тип информационного пространства притащили к нам. Зачем надо было калечить наши станции. Уроды, но про это написано тут немало. Одно скажу - НИП там работает по-другому. Например для станций с платформами по бокам ты ещё в вестибюле решаешь в какую сторону тебе идти, допустим, в таком варианте указатели на конечную станцию может помочь. Но точно не у нас когда этот вопрос ты решаешь уже на платформе. Встав и перегородив всем проход. Есс-но такого бреда как у нас налепили в Австрии нет. Я думаю местные дизайнеры очень удивились бы покажи им петербургский вариант. Бесполезные простыни всё также бесполезны, ориентировка по конечным всё также требует схемы в руках. Но я настаиваю, что есть и существенная разница когда изоленту, которой в петербургском виде и нету в Вене, клеят на мрамор отрывая оригинальные буквы
В целом многое в информационном пространстве не впечатлило. Шрифт на бегущих дорожках, особенно в Bombardier – очень мелкий. Объявления автоинформатора – только на немецком (ужс ужс! Как там можно в туристическом центре, столицы страны, где 30% населения - приезжие. Оказывается можно. И нормально живут.) Но в принципе со схемкой на руках никаких проблем с навигацией нет. Ну тут вывод банальный. Если есть голова на плечах то не заблудишься. А в иных случаях поможет только поводырь. Неоднократно у нас видел спрашивающих на станции и в вагоне людей: «А какая это станция?» при бегущей строке, изоленте на стене и аудиоинформаторе.
5) в целом по метро скажу, что не понравилось – и больше всего это австрийцы. Причём, не наши загорелые друзья, а самые обычные бледнолицые. Хотя наблюдал всего день. Но они постоянно жрут в ОТ. И это типа нормально вонять на весь салон. Дамочка на одной из станций расположилась прям с подносом на коленках с комплексным обедом, источая ароматы в радиусе 5 метров. Ну не понятно. Выйди на улицу, там по 1й лестнице подняться, турникетов нет же. Нет надо жрать именно в метро. Один весёлый австрийский старик с бутылочкой пива в руке громко испортил воздух и потом пару перегонов громко радовался шутке. Всё это как-то дико для меня сравнивая с Петербургом. Ну, допускаю. Что мне не повезло. Но в целом люди в метро как-то не дисциплинированно себя ведут. Поезд подъехал, а пассажиры рассеяны по платформе вроде бы ещё не решили ехать ил нет. И только когда двери уже открыты начинают хаотично проникать в вагон. Все двигаются очень медленно. Ну или я привык к ритму Петербурга. Интервалы в 5 минут кажутся неприлично большими

вообще никто никуда не торопится.
Что понравилось – на станциях есть лифты, естественно это связано с малой глубиной залегания, но как бы, забота об инвалидов должна начинаться с этого – инвалидам надо сначало всё-таки попасть в метро, и, оказывается, есть не только инвалиды колясочники, которые всегда у нас ходят по 6 человек одновременно судя по салонам современных вагонов, а есть ещё и плоховидящие, для них на станции есть рельефные полосы. и туалеты, оказывается город может это себе позволить. У нас твои личные потребности, хоть и абсолютно естественные – это твои проблемы, что я считаю свинством в высшей степени.
6) чутк расскажу про автобусы. Автобусы в вене – круче только гдет в германии наверн. Топовые мерседесы и маны. Кондеи, бегущие строки, двери по кнопкам – никаких сюрпризов. Много ОБВ. В целом система работы автобусов поразила. Малые интервалы, крайне насыщенное движение в центре, как они умудряются по узким улочкам водить гармони – я так и не понял.
Ну и, конечно, нету маршруток. Вообще. Шок! Оказывается, можно! Оказывается, можно не устраивать толкучку в 2 ряда у метро мешая проезду автомобилей, создавая аварийные ситуации, и мешая подъезду другого ОТ. Нету стихийный аулов у метро, никто своими корытами не перегораживает пешеходные переходы. И хоть убейте я не понимаю, почему частники держат по 5-8 пазиков против 1 БВ гос.АТП и это выгодно. А вот гос. АТП не могут без субсидий. Только побывав в Вене я понял насколько маршрутки это раздутый рак общественного транспорта.
Молчу про выделенные полосы для автобусов. По которым не ездят а/м. Оказывается, так тоже можно. И не парковаться на остановках тоже можно. И не ездить по тротуарам.

- видно интервал между автобусами
Что разочаровало – меня очень напрягают дурацкие салоны отечественных низкополов. Что лиазы (5292, 6213), что нефазы 52994-40 что горбатые 5299-30. Ну салон просто трэш. Ни сидеть нормально нельзя – если ты не безногий или карлик, ни стоять в этих окопах первой мировой между арками колёс, ни взбираться по многоразноступенчатым конструкциям буйной опиумной фантазии конструкторов салона сзади у двигателя. Так вот. Топовые мерсы в Австрии такие же. Также неудобно. Так что тут я спокоен. Салон современных лиазов ну натурально как в лучших домах европы. Что удивило – я думал проблема с дурацким двигателем занимающим пол автобуса это только у нас где вкрячивают дизеля камазовские как получится. Причём я видел Gräf & Stift 80-х стоял на продаже на парковке, там человеческий салон. Т.е сзади небольшое возвышение над двигателем, ряд сидений и полноценное окно сзади. Никаких лестниц, дырок для ружья вместо окон и колоны с двигателем возле которой сидят и стоят люди как получится. Т.е оказывается, опять же, это возможно, ещё и 30 лет назад было возможно. Почему сейчас так не делать - не понятно.

- 4х дверные сочленённые. думал там везде 3хдверные
7) Заканчивая про НОТ пару слов про трамваи. Сам я на них не ездил, увы. Но это ничего. Потом обязательно. Австрийские Siemens ULF, если кто не знает, советую ознакомится с конструкцией этого трамвая - он очень крутой. Трамвай в Вене заставил меня прослезится. Так напомнил Ленинградскую сеть в лучшие годы, но нормальную. Состояние полотна – идееальное. Много где брусчатка и ездить на автомобиле не очень комфортно, но она не раздолбаная, трамвайная сеть в центре поражает развитием, трамваев больше, чем сейчас в Петербурге при населении 2 миллиона в Вене против 5 миллионов в СПБ, большое количество старого подвижного состава но в хорошем состоянии. После десятилетия трамвайных погромов в Петербурге, когда нам рассказывают какой трамвай устаревший, как ему не место на узких улочках, как вибрации мешают всем жить и разрушают дома. Оказывается, это всё ложь. Я, конечно, как любитель НОТ итак это знал, но совсем другое дело увидеть глазами. Трамваи в вене носятся как угорелые, выделенки часто нету кроме островков на остановках. Никто не перегораживает трамваю дорогу. Вообще просто страшно стоять на путях когда они так носятся.

8 ) ну и в целом пару слов про систему общественного транспорта в Вене, отдельно рассматривать метро не имеет смысла, потому что всё работает в комплексе. НОТ отнюдь не сведён к функции подвозящего к метро, метро не перегружено и, полагаю, что нету месива подобного нашему. Метро, даже как бы «тяжелые» линии - с короткими перегонами и малой средней скоростью и несколькоминутными интервалами. Но им и не нужно вывозить спальники по 2 раза в день. Зато метро всегда в шаговой доступности. И, в отличие от некоторых городов, активно развивается. Жители из прилегающих деревень приезжают на машинах и многие предпочитают их оставлять на парковках на окраинах и дальше передвигаться на транспорте. Сами венские часто не пользуются автомобилем – зачем, когда всегда в 2х шагах остановка. Пассажирский транспорт в целом не считается уделом нищебродов, тем более что проездной там ололо сколько стоит, даже по меркам австрийских доходов. Общественному транспорту не мешают автоуроды, развитая сеть и малые интервалы не позволяют появиться такому явлению как маршрутка.
Как вывод могу сказать, что по увиденному мной считаю транспортную систему в Вене отличным примером на который однозначно стоит ориентироваться (и начинать надо не с НИПа), особенно грустно и печально реальность ударила именно меня т.к. повторюсь я впервые увидел как надо и понял, что у нас всё как не надо