Думаю, для истории стоит привести здесь часть статьи по Сенной пл.:
http://www.fontanka.ru/2008/10/06/065/
Можно ли вернуть Сенной площади приличный вид?
06/10/2008 15:40
[cut]
.... В случае с Сенной площадью это тем более актуально, что в 2001 – 2002 гг., когда «Торгпроект» проектировал восстановление Сенной после ликвидации на ней стройплощадки «Метростроя», предполагалось восстановление церкви в полном объеме.
Зачем нужен Спас на Сенной?
Впрочем, прежде чем перейти к этой истории, необходимо пояснить значение Успенской церкви для Сенной площади. Это великолепно сделал архитектор Владимир Смирнов, написавший большую статью, посвященную сносу церкви в ночь с 1 на 2 февраля (с субботы на воскресенье) 1961 г.
В. В. Смирнов вспоминает про экстраординарное заседание ученого совета архитектурного факультета ЛИСИ, собранного и.о. декана факультета, историком архитектуры В. Пилявским, одновременно являвшимся сотрудником Гос. инспекции по охране памятников архитектуры (ныне КГИОП). «Выяснилось, что проектировщики института «Ленметропроект» передали на рассмотрение инспекции три варианта размещения новой станции на дуге строящегося подземного путевого тоннеля между станциями «Невский проспект» и «Технологический институт». Наиболее предпочтительным им представлялось место в западном углу площади, где расположен т.н. дом Денежкина (ныне магазин “Океан”). Далее предлагался вариант полуподземного решения вестибюля станции, без надземного павильона, как это практически реализовано сейчас, и, наконец, снос церкви на Сенной. <…> Во-первых, церковь действительно находилась в весьма плачевном состоянии, так как еще в 1913 году в ней начались работы по устройству центрального отопления взамен печного, так и не завершенные из-за начавшейся Первой мировой войны. Во-вторых, храм уже в апреле 1938 года был лишен статуса памятника архитектуры и охранных привилегий, не представляя с точки зрения искусствоведения стилистически цельного образца архитектуры середины XVIII столетия, что явилось следствием перманентных перестроек, исказивших первоначальный барочный облик церкви, да еще при полной неразберихе с атрибуцией имен авторов не только первоначального замысла, но и последующих многочисленных реконструкций».
В. Смирнов отметил важное обстоятельство: в ходе обсуждений постепенно стало ясно, что церковь разрушать нельзя потому, что «Сенная площадь изначально возникла как въездная, как поворотный пункт на пути в Санкт-Петербург, соединивший “младшую столицу” с “порфироносною вдовою” <…>. Именно здесь внимание путников, уже с Пулковских высот привлекаемое блеском шпиля Петропавловского собора, изначально выбранного главным ориентиром при прокладке Московского тракта, органично переключалось на вторую по высоте после Петропавловской колокольню Спаса на Сенной в момент, когда золотой шпиль исчезал за стенами домов северного фронта застройки площади. И тогда становится понятным, зачем портик главного входа в церковь и аналогичный ему портик Кордегардии (гауптвахты) образуют своеобразные асимметричные пропилеи в устье уходящей в сторону Невского проспекта Садовой улицы, и почему Демидов переулок (ныне переулок Гривцова), начинающийся напротив Московского проспекта на противоположной стороне площади, не является его продолжением».
Это, кстати, наиболее важный момент - портики здания гауптвахты и церкви, расположенные под прямым углом друг к другу, образовывали по отношению к оси Садовой ул. угол 45 град. Как отметил в исторической справке архитектор Дмитрий Бутырин, автор проекта воссоздания Успенской церкви, «такое взаимное расположение сооружений «пропилей» как бы приглашало гостей города, зрительно начиная движение в его деловой, правительственный и торговый центр».
Соответственно уничтожение церкви привело не только к потере важнейшей доминанты центра города и Садовой ул., а также композиционного центра Сенной пл., но и к утрате «пропилей»: гауптвахта осталась в одиночестве, будучи случайно ориентирована к периметральной застройке.
[cut]
...Для истории отмечу два документа. Во-первых, разрешительное письмо на разработку комплексного проекта инженерных сетей и дорог Сенной пл. (от 13.05.1999 № 1-1-2772/9), подписанное председателем КГА О. Харченко. «Комитет… в целях максимального освобождения ценных в градостроительном плане территорий от стройплощадок метрополитена… разрешает… разработку комплексного проекта инженерных сетей, дорог и благоустройства Сенной площади… При проектировании учесть… восстановление храма в восточной части площади».
Во-вторых, для истории представляет интерес письмо, подписанное О. Харченко от 19.02.2001 (№ (1-4-1549/1232). «По поручению губернатора Санкт-Петербурга В. А. Яковлева от 23.01.2001 КГА рассмотрел вопрос о воссоздании здания церкви Успения… и разрешает разработать предпроектные проработки по воссозданию указанного здания. На сопредельном участке расположена зона реконструкции и развития вестибюля станции метро «Сенная», проектируется размещение коммерческого центра и часовни церкви Успения… в соответствии с распоряжением губернатора СПб от 27.11.2000 № 1227-р “О проектировании и строительстве здания коммерческого центра по адресу: Сенная пл., 2 (ул. Ефимова, 2)»… Предпроектные проработки разработать с учетом градостроительной значимости местоположения участка в формировании ансамбля Сенной площади… Провести информирование населения и учет мнения граждан в связи с намечаемым воссозданием здания церкви…».
К декабрю 2001 г. предпроектное предложение было подготовлено, 11 декабря О. Харченко его согласовал (подпись, дата, круглая печать КГА).
[cut]
Проект Бутырина
Проект предусматривал поэтапное восстановление церкви точно на старом месте. При этом предлагалось перенести наземный вестибюль станции метро «Сенная», поскольку он накладывался на место, где стояла церковь. Но, учитывая задержку с переносом наземного вестибюля, Бутырин предложил тогда начать воссоздание на первом этапе с возведения западной части – колокольни с помещениями притвора. Это сразу обеспечивало доминанту площади и «пропилеи», образуемые «зарифмованными» гауптвахтой и портиком западного фасада храма. На третьем ярусе колокольни предусматривалась видовая площадка.
На втором этапе храм воссоздается в том виде, какой он имел в 1830-е – 1860-е гг. Бутырин предусмотрел обширные подвальные объемы, который могли бы включить зал заседаний, книгохранилище, архив, библиотеку, трапезные и кухню, художественную мастерскую и прочие служебные помещения.
На иллюстрациях видно, что помимо храма предложено восстановить здание на пересечении ул. Ефимова и Сенной пл., которое бы, с одной стороны, прикрыло стеклянный фасад ТРК «ПИК», не соответствующий периметральной застройке стилистически (восходя по облику к типовому советскому кинотеатру для районов новостроек 1970-х гг.), а, с другой стороны, внутри себя содержало бы выходы из станций метро «Сенная» (после сноса существующего наземного павильона, не представляющего никакой ценности) и «Сенная-II».
Это оптимальное решение, кстати, предлагалось еще в 1960 году: понизить станцию «Сенная» (тогда «Площадь Мира») на 5 метров – до того уровня, на котором расположена станция «Садовая». Тогда не надо было бы сносить церковь и воздвигать стекляшку наземного павильона. Но такое решение в то время было идеологически неприемлемым.
Короче говоря, в 2001 году был предложен очень внятный и рациональный проект, исходящий из того, что надо, наконец, восстановить одну из главных площадей Петербурга, по недомыслию превращенную в помойку.
[cut]