Двухпутные перегонные тоннели: За и Против...

Здесь обсуждаем строительство новых и ремонт существущих сооружений метрополитена .

Модератор: Nomernoy

Ответить
Аватара пользователя
NoNAME
Сообщения: 921
Зарегистрирован: 04 май 2009, 01:21
Станция метро: Достоевская
Откуда: St.Petersburg

Re: Двухпутные тоннели: За и Против...

Сообщение NoNAME »

МосинаСаша писал(а):Двухпутный тонель не удобен тем, что невозможно делать удобные пересадочные станции такие, как лучшая в СПб "Технологический институт" со сменой направления тонелей, когда поезда идут в одну сторону и есть возможность быстро сменить направление движения по другой линии метро.
Например, на проектируемой станции "Новокрестовская" на перспективу развития будет невозможно удобно пересесть с НВЛ на ЛПЛ.

Если располагать трассы движения поездов не горизонтально, а вертикально в тоннеле то при мелком заложении станций можно строить очень удобные пересадочные узлы плана Спортивной. Хотя и пересадочный узел типа Спортивной сделать при двухпутных тоннелях тоже можно.
estacions_01.jpg

estacions_02.jpg


http://www.gencat.cat/L9/cast/index.html
Аватара пользователя
в40
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 14633
Зарегистрирован: 05 фев 2009, 19:46
Станция метро: Проспект Большевиков
Откуда: Дачное

Re: Двухпутные перегонные тоннели: За и Против...

Сообщение в40 »

МосинаСаша писал(а):Двухпутный тонель не удобен тем, что невозможно делать удобные пересадочные станции такие, как лучшая в СПб "Технологический институт" со сменой направления тонелей, когда поезда идут в одну сторону и есть возможность быстро сменить направление движения по другой линии метро...

Ну почему невозможно? Возможно. Если платформы пересадочного узла будут строиться в одном уровне (как на "Московской" в НН), а не по вертикали, то тогда пути одной линии (двухпутный тоннель) должны проходить сквозь станцию по центру, а пути второй линии - по краям. В этом случае для второй линии потребуется строительство однопутных тоннелей.
О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О
vi-vi
Сообщения: 205
Зарегистрирован: 03 янв 2005, 13:55
Станция метро: Выборгская

Re: Двухпутные перегонные тоннели: За и Против...

Сообщение vi-vi »

Всё как обычно, видимо, упирается в имеющеюся технологическую базу (ну и плюс опыт проектирования и использования).

Яркий пример - соседняя Финляндия. С одной стороны грунты совершенно другие. Но ведь проблем и сложностей от этого не меньше. С другой больших маниаков по ковырянию в земле удобных для эксплуатации искусственных подземных сооружений придумать сложно. Ну и масштабы выработок - просто другие.

Возможно это всего лишь вопрос времени. То есть с увеличением опыта (а также с ростом смелости местного руководства) мы и увидим сложные, смелые сооружения, достойно конкуриующие с сооружёнными в заведомо более простых геологических и градоохранных условиях. А пока у нас финансирование почти по остаточному принципу и немерянная фрагментация предприятий подземного строительства. Нет городского целостного холдинга в масштабах региона (с внутренней конкуренцией разных СМУ, УНР, УМ и так далее, естественно). Вопрос в чём-то перекликается с темой "можно ли строить метро дешевле".
"Личное мнение не является объективной сутью предмета." (С - не мой)

Увы, но мы оказались в эпохе, когда образование в большей степени превратилось в услугу. И зачастую студенту не объяснить за что его отчисляют - он этого просто не понимает.
Аватара пользователя
в40
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 14633
Зарегистрирован: 05 фев 2009, 19:46
Станция метро: Проспект Большевиков
Откуда: Дачное

Re: Двухпутные перегонные тоннели: За и Против...

Сообщение в40 »

vi-vi писал(а):То есть с увеличением опыта (а также с ростом смелости местного руководства) мы и увидим сложные, смелые сооружения, достойно конкуриующие с сооружёнными в заведомо более простых геологических и градоохранных условиях...

Опыта у нас достаточно. А вот со средствами - постоянная нехватка. Из-за этого заказчик и пытается сэкономить на всём, на чём можно. В результате односводчатые станции мы уже не строим, вместо аккуратных колонн на станциях - монолитные вставки-препятствия, вместо просторных станционных тоннелей на пилонных станциях - такие, чтобы только минимальная ширина платформы поместилась, да проходов поменьше и поуже...
О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О
vi-vi
Сообщения: 205
Зарегистрирован: 03 янв 2005, 13:55
Станция метро: Выборгская

Re: Двухпутные перегонные тоннели: За и Против...

Сообщение vi-vi »

К сожалению полностью согласен.

Маленькое дополнение.
Я не имел в виду что опыт недостаточен, а хотел сказать что на каждом этапе развития нужно задумывать и реализовывать проекты на полшажка впереди имеющегося опыта, а не гробить метро-подземно строительную индустрию региона жалкими финансовыми подачками на грани приличия и грани выживания. :(
Ну и то что каждый такой шажок должен приводить к увеличению возможностей и обретению нового опыта. А не топтанию в проектах прошлого века.
"Личное мнение не является объективной сутью предмета." (С - не мой)

Увы, но мы оказались в эпохе, когда образование в большей степени превратилось в услугу. И зачастую студенту не объяснить за что его отчисляют - он этого просто не понимает.
Аватара пользователя
в40
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 14633
Зарегистрирован: 05 фев 2009, 19:46
Станция метро: Проспект Большевиков
Откуда: Дачное

Re: Двухпутные перегонные тоннели: За и Против...

Сообщение в40 »

Недавняя трагедия, случившаяся в московском метро на АПЛ, заставляет меня ещё раз вернуться к вопросу о целесообрасности строительства двухпутных тоннелей.
Понятно, что камеры съезда, в которых уложены стрелки и двухпутный тоннель - это несколько разные объекты.
Но у них есть один общий фактор - это увеличенное внутреннее пространство по сравнению с обычным однопутным тоннелем, которое даёт возможность кузову вагона сильно изменить траекторию от общего направления движения. В этом пространстве (в случае схода вагонов с рельс) в зависимости от конкретных обстоятельств (скорости, траектории движения тележек) поезд может сбить разграничительные кабельные конструкции, установленные в междупутье, и оказаться в габарите встречного пути. А если по злому стечению обстоятельств это произойдёт в тот момент, когда два поезда идут навстречу друг другу со скоростью 60-80 км/час? Это даже страшно представить.
Конечно, это самый худший вариант возможных событий, но исключать его вероятность нельзя. Ведь поезда сходят с рельсов из-за разных обстоятельств.
О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О
Аватара пользователя
в40
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 14633
Зарегистрирован: 05 фев 2009, 19:46
Станция метро: Проспект Большевиков
Откуда: Дачное

Re: Двухпутные перегонные тоннели: За и Против...

Сообщение в40 »

Добавлю к своему предыдущему сообщению фото двухпутного тоннеля (благо, оно, как нельзя кстати, опубликовано в сегодняшнем номере Санкт-Петербургских ведомостей).
Вложения
Размещение поездов и конструкций внутри двухпутного тоннеля (фото макета в ОАО "Метрострой")
Размещение поездов и конструкций внутри двухпутного тоннеля (фото макета в ОАО "Метрострой")
1dublpu.jpg (23.08 КБ) 5654 просмотра
О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О
Аватара пользователя
NoNAME
Сообщения: 921
Зарегистрирован: 04 май 2009, 01:21
Станция метро: Достоевская
Откуда: St.Petersburg

Re: Двухпутные перегонные тоннели: За и Против...

Сообщение NoNAME »

Что бы полностью исключить такую вероятность нужно размещать пути в два уровня, габариты тоннеля позволяют это сделать.
Либо устройство железобетонной стенки высотой 0,5-1 метр между путями.

Ну и картинки двухпутных тоннелей
barcelona.jpg

bb0bce94.jpg
AgRiG
Сообщения: 1252
Зарегистрирован: 07 июн 2009, 15:32
Станция метро: Автово

Re: Двухпутные перегонные тоннели: За и Против...

Сообщение AgRiG »

При отсутствии сплошной бетонной стены между встречными направлениями уже становится опасно, а в конструкции по второй картинке поезд может нехило навернуться. И, например, срезать рамой всю крышу встречного презда.
Аватара пользователя
vartal
Сообщения: 1380
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 13:58
Станция метро: -------
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Двухпутные перегонные тоннели: За и Против...

Сообщение vartal »

NoNAME писал(а):Что бы полностью исключить такую вероятность нужно размещать пути в два уровня, габариты тоннеля позволяют это сделать.
Ну вот на Барселону и их чудо-метро не стоит ссылаться... Такая конфигурация сойдёт только там, где пассажиропотоки небольшие, но уж никак не в больших городах. Да и в мелких - тоже не вариант... А в Барселоне на такое там пошли только потому, что захотели сэкономить. По идее, вообще могли бы и не строить, учитывая то, сколько "много" там народу ездит.
Жить - хорошо, а хорошо жить - ещё лучше (©)
vi-vi
Сообщения: 205
Зарегистрирован: 03 янв 2005, 13:55
Станция метро: Выборгская

Re: Двухпутные перегонные тоннели: За и Против...

Сообщение vi-vi »

Как мне кажется критичным является соотношение габарита подвижного состава и сечения тоннеля. Вернее не сколько сечения, сколько соотношения сечение/длинна. То есть не должно создаваться возможности разворота вагона в сечении тоннеля с последующим распорным расклиниванием. Хотя возможно что тоннель двойного, тройного сечения по отношению к габариту состава и имеет свои преимущества (на вскидку: удобство обслуживания путевого хозяйства, существенно меньшее сопротивление воздуха).

Двухпутный тоннель мне видится только как вариант дешёвой (т.е. сомнительной) экономии (или, иными словами, неразумной). Хотя сооружение огромного тоннеля с двумя капитально изолированными рабочими тоннелями сооружёнными внутри (двухэтажное решение, два хода рядом с высокопрочной сплошной мембраной-перемычкой, ...) выглядит красиво. Может и появятся технологии, которые при существующем финансировании позволят сооружать выработки подобных размеров быстро и в существующих геологических условиях.

Есть же у Ленгипрометротранса опыт проектирования и строительства тоннелей с сечением вчерне 120 м2.
"Личное мнение не является объективной сутью предмета." (С - не мой)

Увы, но мы оказались в эпохе, когда образование в большей степени превратилось в услугу. И зачастую студенту не объяснить за что его отчисляют - он этого просто не понимает.
Аватара пользователя
NoNAME
Сообщения: 921
Зарегистрирован: 04 май 2009, 01:21
Станция метро: Достоевская
Откуда: St.Petersburg

Re: Двухпутные перегонные тоннели: За и Против...

Сообщение NoNAME »

При двухэтажном тоннеле намного проще и быстрее возможна эвакуация пассажиров.
Простота обслуживания тоже плюс таких тоннелей, особенно с верхним токосъёмом
Если таким образом построена вся линия то в составах используемых на ней отпадает требование например к торцевой двери в голове и торце состава.
Аватара пользователя
Horror
Сообщения: 970
Зарегистрирован: 26 апр 2009, 11:11
Станция метро: Осиновая Роща

Re: Двухпутные перегонные тоннели: За и Против...

Сообщение Horror »

Ещё в качестве плюса можно добавить более быстрое строительство - двухпутный тоннель проходится всяко быстрее относительно двух однопутных (как вариант, вдвое меньше проходческих щитов требуется). Экономия времени.
Ещё мысля - проще строительство пересадочных узлов. Возможно переключение участков линий и даже теоретически продление станционных платформ (если линии празличаются количеством вагонов).
Лучший способ избавиться от своего недостатка - это преподнести его всем в виде достоинства.
Аватара пользователя
в40
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 14633
Зарегистрирован: 05 фев 2009, 19:46
Станция метро: Проспект Большевиков
Откуда: Дачное

Re: Двухпутные перегонные тоннели: За и Против...

Сообщение в40 »

Horror писал(а):Ещё в качестве плюса можно добавить более быстрое строительство - двухпутный тоннель проходится всяко быстрее относительно двух однопутных (как вариант, вдвое меньше проходческих щитов требуется). Экономия времени.

Не быстрее, а медленнее. Скорость проходки в одинаковых инженерно-геологических условиях напрямую зависит от объёма разрабатываемой породы. Объём породы одного двухпутного тоннеля почти в полтора раза больше чем двух однопутных. Кроме того, у двухпутного щита больше энергопотребление. Соответственно, выше эксплуатационные затраты на этапе строительства.
Если щит сломается, то проходка встанет сразу по обоим путям. А при проходке двумя отдельными щитами в случае поломки одного, второй, вероятнее всего, будет продолжать проходку.
Кроме того, Вы забываете, что после проходки двухпутного тоннеля его ещё нужно разделить на отсеки. А на это тоже требуется много времени.
О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О
vi-vi
Сообщения: 205
Зарегистрирован: 03 янв 2005, 13:55
Станция метро: Выборгская

Re: Двухпутные перегонные тоннели: За и Против...

Сообщение vi-vi »

Малейшая ошибка на этапе разведки - и феерические внеплановые траты.

Вот например: Вследствие того что геологический разрез был сделан условно при проходке тоннеля выявилось несоответствие гидрогеологических характеристик проекту. Водоприток в тоннель составил 1.5-2.5 м3/час. Для решения этой проблемы в 2002 году было принято решение о проходке дренажной штольни на всю длину тоннеля с устройством калтажных скважин и сбойками с основным сооружением.

Корректировка проекта с несколькими относительно небольшими объектами несравненно легче, чем битва на большем объекте. Да и к тому самая эффективная со всех точек зрения (времени, фнансов, проектирования, оборудования, кадров, строительства своей части смежниками, дальнейшей эксплуатации, ремонта) та технология, которая отработана.
"Личное мнение не является объективной сутью предмета." (С - не мой)

Увы, но мы оказались в эпохе, когда образование в большей степени превратилось в услугу. И зачастую студенту не объяснить за что его отчисляют - он этого просто не понимает.
Ответить

Вернуться в «Строящееся метро»