«Елизаровскую» раздели: о ремонте станции петербургского метрополитена (27.04.2016, Лилиана Глазова, журнал Строительство и городское хозяйство, № 164)
В феврале ГУП «Метрополитен Санкт-Петербурга» приступило к капитальному ремонту станции «Елизаровская», наклонный ход которой признан аварийным. Ремонт продлится почти 11 месяцев и будет завершен в декабре текущего года.
На «Елизаровской» уже демонтированы облицовка наземного вестибюля, все коммуникации и инженерные системы, почти снят пол, убрано освещение с балюстрад эскалаторов. Метростроители – а конкурс на капитальный ремонт выиграла компания «СМУ-11 «Метрострой» – приступили к демонтажу водоотводящих зонтов наклонного хода.
По признанию специалистов, это самая трудоемкая и длительная операция: глубина наклонного хода составляет 60 м, а за сутки удается продвинуться не более чем на четыре метра. Причем наиболее сложные процедуры еще предстоят: водонасыщенные грунты в большей степени размыли нижнюю часть наклонного хода.
Как рассказал начальник производственного отдела ГУП «Метрополитен СПб» Алексей Мичурин, после демонтажа зонтов специалисты приступят к «лечению» наклонного хода. И здесь основная задача – гидроизоляционные работы.
Впрочем, как обычно, вскрытие станции показало, что учесть все нюансы в контракте нереально. Всегда обнаруживаются не замеченные изначально проблемы, требующие срочного вмешательства. Это выливается в дополнительные операции, и затраты на капремонт вырастают.
«Договор подписан на исполнение работ объемом 250 млн рублей, – поясняет Алексей Мичурин. – Но, по нашим расчетам, ремонт станции обойдется в 300–350 млн рублей. В этой ситуации важно, что метрополитен располагает собственными средствами, и некоторые пункты контракта проще будет пересмотреть». Система оплаты, предусмотренная контрактом с метрополитеном, когда платежи ведутся ежемесячно, по акту выполненных работ, вполне устраивает партнеров.
Капитальному ремонту подлежат и эскалаторы. Правда, только те, что отслужили полувековой срок (а это «лестницы-чудесницы» первой и второй линий), обычно при капремонте заменяются на новые.
Алексей Мичурин пояснил, почему в ходе капремонта станции не увеличивается число эскалаторов с трех до четырех, хотя модели движущейся лестницы необходимой ширины выпускают не только зарубежные, но и отечественные производители. По его словам, в этом случае придется полностью перестраивать эскалаторную часть: сокращать ширину балюстрад, менять механизмы. В итоге капремонт продлится не год, а два. Закрыть станции на такой длительный срок власти не готовы.
К тому же для увеличения числа эскалаторов должны быть веские основания, в первую очередь большой пассажиропоток. На «Елизаровской» он незначительный, поэтому проблема увеличения числа эскалаторов здесь не стоит. Впрочем, он невозможен и технически, заверил представитель компании-заказчика. Хотя компания рассматривает подобные варианты ремонта для некоторых станций первой и второй линий. Как только появится возможность увеличить время на капремонт, в проект начнут включать и замену эскалаторов с трех на четыре.
После завершения ремонта «Елизаровская» приобретет стильный вид. Во-первых, над эскалаторами вместо окон появится художественное мозаичное панно. До сих пор пассажиры жаловались на дискомфорт: из окон дуло, а постоянно открывающиеся двери расположены ровно напротив, отчего в вестибюле круглогодично «гуляли» сквозняки. Таким образом, утилитарная задача решена нестандартным и интересным способом. «Что будет изображено на панно, сейчас обсуждают художники. Как только появятся экскизы, мы их покажем», – пообещал Алексей Мичурин.
В целом внешний облик станции сохранится: авторские права ее создателя не позволяют основательно корректировать архитектуру и внутреннее убранство. Зато изменится, например, технический принцип освещения наклонного хода: лампы с балюстрад переместятся на боковые стенки. По мнению заказчика, такое решение не только повышает качество освещения, но и защищает источники света от вандалов, которые не только портили, но и разбивали лампы, находящиеся на расстоянии вытянутой руки.
После ремонта «Елизаровская» станет более удобной, а по сути, более доступной для людей с ограниченными возможностями. Одна из дверей по ширине будет соответствовать инвалидной коляске, на полу проложат специальные демаркационные линии, помогающие ориентироваться слабовидящим. Турникеты установят обычные. Найдется место и для рамок безопасности – обеспечение безопасности перевозок стоит на первом месте в числе задач компании.