karhu писал(а):andrey72, не могли бы вы здесь покритиковать 81-760 и указать его недостатки, или у этой разработки их нет?
А то я завами только и заметил что преувеличенную в некоторых моментах до крайности критику НеВы, да составление для 760 замечательного портрета ничем не испорченного.
Nomernoy писал(а):А вообще karhu прав. Создаётся впечатление, что мы на пороге нобелевской премии за разработку гениального вагона метро будущего, не имеющего недостатков - 81-760, который обходит все мировые аналоги.
Пару дней в голове сидит и мешает работать мысль: «За что стоит критиковать 81-760/780».
Ранее в своих постах больше сравнивал, приводил исторические параллели, может настало время покритиковать? Я понимаю, что это будет болезненный разговор, но раз решился, пусть будет.
В голове раз двадцать анализировал конструкцию, подбирал аргументы и контр аргументы.
Конкретные претензии есть, покритиковать не против, и улучшить можно многое (совершенству нет предела), и мировые лидеры вагоностроения являют нашему взору прекрасные образцы вагонов метро, а по существу покритиковать сразу не выходит. «Вот засада».
Главная помеха для критики – подход руководства ЗАО «Трансмашхолдинг» к разработке новой техники и в частности к созданию вагонов метро типа 81-760/780. Они не только объединили предприятия транспортного машиностроения с эффективным перетоком денежных средств, но и
притащили свои принципы.
В противоположность этому ЗАО «Вагонмаш» не смог создать объединения по сути, организовали скорее партнёрство.В итоге ТМХ создало мощный финансовый механизм с большим инвестиционным пакетом. Ребята оказались не только
мечтателями, но и прагматиками. В первую очередь договорились с РЖД и наладили серийный выпуск тех локомотивов, которые требовали меньших средств и времени на модернизацию. С доходов продолжили модернизацию остальных локомотивов, освоили серийное производство усовершенствованной техники. В Мытищах на Метровагонмаше развернули крупносерийное производство вагонов Русич. Хотя первоначально об этом никто и не мечтал. По настоящему эффективные менеджеры – это хорошо, но
технику создают разработчики и конструктора.
Многие, по началу, не поняли - зачем руководство переманило опытных разработчиков из ракетно-космической и авиационной отраслей. Чего им тут делать? В частных беседах мне подтвердили мои предположения. Эти конструктора привыкли работать с самым передовым, года за два они полностью погрузятся в новую тематику, а привычки и методология останутся. Будет хорошая зарплата – никуда не денутся. Появившаяся возможность не только «вариться в собственном соку», а активно использовать лучшие разработки (или конкурировать с ними) только добавит азарта.
Вот такие романтики стали возрождать конструкторские школы в рамках холдинга. Наладили серийное производство, пошли деньги и выяснений отношений «Кто в доме хозяин?» стало заметно меньше. Но в ТМХ не только романтики, они похоже
неплохо выучили уроки истории.
Пока заказчик крайне стеснён в средствах, заказывают самое дешёвое. Денежки завелись, заказчик уже смотрит на технические характеристики, а если у заказчика всё наладилось, средства есть – выбирают уже из лучших мировых образцов. Главное не сидеть на месте, надо бежать в перёд, даже если заказчик тебя и не просит. «Застой смерти подобен».
Вот с таким подходом я постоянно сталкивался в разговорах с представителями ТМХ. Лично мне такой подход импонирует, но такой подход напрягает, а куда деваться.
В качестве партнёров для себя руководство ТМХ выбрало мировых лидеров вагоностроения Сименс и Альстом. Отношения с Сименсом и Альстомом складывались непросто, организовывать производство на территории России ни кто не хотел, лучше покупайте у нас, но потихоньку СП создали, иностранцы вошли в долю ТМХ.
Вот на таком фоне: «Мы хотим сделать лучше и мы сделаем лучше», продолжилась разработка вагонов метро 81-760/761. Первоначально Метровагонмаш (Мытищи) начали разработку
81-760/761 по своей инициативе, как
более дешёвая альтернатива Яузам. Метрополитену Яузы казались тогда слишком дорогими. Вагоны Е «устарели» уже к 1966 году, вагоны И в серию не пошли (запасной вариант номерные), Яуза в конце концов состоялась, но она дорога. Русичи разрабатывали для Лёгкого метро и не за деньги метрополитена, эстакадную линию в Бутово строили по другим статьям расходов. Для Русичей первоначально купили всего 40 комплектов асинхронного тягового привода Альстом, да и то пытались их нам продать как «попуасам», нагло завысив характеристики.
Общий фон и принципы подхода ТМХ к созданию вагонов метро нового поколения 81-760/761 думаю понятны.
Теперь конкретно о 81-760/780.Пост длинный, далее во второй части.