Воспользовался вчера утренним праздничным затишьем и немного поснимал НИП на этом узле. Фото получились из рук вон антихудожественные, зато недоумение от НИПа усилилось, переходя местами в изумление...
Попробовал проследить три типовые ситуации:
1. Вход на станцию от дверей вестибюля до посадки в поезд
2. Прибытие на станцию с целью выхода в город
3. Прибытие на станцию с целью пересадки
Итак:
1. Взял для примера посадку на Михайловскую улицу.
Входим в подземный переход:

- Кстати, давно ли сняты старые буквы названия станции? Только сейчас обратил внимание, что от них остались лишь горизонтальные металлические полосы.
Я уже писал о том, что обозначать сразу две линии при входе только на одну - это спорно. Но если это всё же сочтено нужным - хотелось бы иметь некоторую последовательность в этом вопросе. Или "М2 Невский проспект" или же уж тогда "М2 Невский проспект М3 Гостиный двор". Ну, ладно, возможно я и не прав. Двинемся дальше. Проходим по переходу, входим в верхний вестибюль (всюду нас сопровождают аналогичный таблички). Спускаемся по эскалатору вниз... ааа! Что это?!

- Невский проспект-1, у нижней гребёнки эскалатора
Куда делась М3?! Не иначе, не заметили боковую отворотку в секретный тоннель.
Ладно. Посозерцав тупо эту табличку, покрутив головой в поисках М3 (и получив в спину несколько тычков от пассажиров, которым мешает наше стояние), двинемся дальше(тем более, что других вариантов и нет). Спустившись по лестницам и попав на перрон Невского проспекта, испытываем некоторое облегчение, найдя долгожданную М3.

- Невский со стороны входа с Михайловской
Но совершенно непонятно, ради кого указан "Выход". Спустившиеся сверху только что "оттуда", и вряд ли им придёт в голову воспользоваться метро как подземным переходом, а других потоков на этой лестнице вроде бы нет. Лишняя же пиктограмма и стрелочка как минимум отвлекает.
Также любопытна ситуация на входе с Канала Грибоедова:
Нет, в принципе, всё правильно. Но неясно направление в сторону Приморской, два указателя в поле зрения явно противоречат друг другу - первый рекомендует обходить малый эскалатор справа, второй - слева. В результате имеем очень нелогичное пересечение потоков слева от малых эскалаторов, чего было бы легко избежать, отказавшись от указателей на Приморскую и Рыбацкое в этом месте (они нужны уже после примыкания малых эскалаторов на подъём).
А если мы с Грибоедова спускаемся на Невский? И здесь не всё гладко:
Опять-таки, для кого указан выход? Пассажиры со стороны Канала Грибоедова только что спустились из города, выход обратно в город им вряд ли нужен (а если нужен - найдут его по памяти, ещё не забыли), пассажиры же с Гостиного двора попадают на Невский по пешеходному переходу (конечно, случается, попадают и по малым эскалаторам, но метрополитену никак не следует поощрять такие пассажиропотоки вразрез с общепринятыми).
2.Теперь рассмотрим прибытие на станцию с целью выхода в город. Скажем, приезжаем на Невский со стороны Горьковской в одном из первых двух вагонов и любуемся такой картиной:
Во-первых, объясните мне суть монументальной таблички "выход в город" на пилоне противоположной стены. Мозг она клинит конкретно, толку же от неё решительно никакого. Во-вторых, странен подход к питктограммам. И выходы, и пересадка обозначены одинаковыми стрелочками. Если уж придумали спорный, но конкретный символ выхода в город ("сыграл в ящик", то бишь стрелочка, направленная из прямоугольника), имеет смысл его применять как можно раньше.
А что твориться непосредственно на выходах? Каждый из трёх выходов несёт нам массу впечатлений.
Выход на Михайловскую. О шикарном указателе к инфощиту с двумя взаимоисключающими стрелками уже писали. Но пройдём немного дальше к эскалатору.
Загадка для детей младшего школьного возраста: если движение будет осуществляться по стрелочке, куда поедет человечек, вверх или вниз? Мелочи? Не уверен. Пассажир, ожидающий увидеть спуск и обнаруживающий подъём, весьма вероятно снова испытает ступор, создав пусть маленький, но затор.
(Кстати, эта проблема для НИПа вообще хроническая. На Невском-Гостином подобное же встречается в верхнем вестибюле выхода на Грибоедова. Есть это явление и на других станциях)
Выход на Грибоедова. Здесь вначале всё благополучно:
Однако, после достижения эскалатора картина меняется:
Если уж добавление ещё одной таблички сочтено такой необходимостью - отчего было её просто не продублировать с предыдущей?
В памяти моментально всплывает анекдот: Штирлиц увидел надпись "Явка провалена". "Странно" - подумал Штирлиц. - "Раньше было написано просто "явка"."Выход на Гостиный. Указатель внизу приемлемый (не считая того, что отвратительное сочетание ИП и рекламы заставляет думать, что "перебить" рекламу не удалось и НИПу):
Поднимаемся наверх. Куда исчезла Садовая улица?!
Впрочем, если долго искать, то указатель на Садовую улицу найдётся. Но не завидую тому, кто решит им воспользоваться...
3. Прибытие на станцию с целью пересадки.
Невский проспект. Пересадка оформлена более-менее благополучно. Впрочем, недоумение остаётся и здесь:
Средний указатель здесь совершенно не радует. Во-первых, зачем указатель на пересадку? Пришедшие с МПЛ вряд ли тут же захотят обратно, а входящие с Канала Грибоедова спуск на МПЛ уже миновали. Во-вторых, какой смысл в указании "Выход" без дополнения о том, куда именно? Эти два ляпа тем обидней, что их вполне можно было ликвидировать "одним касанием".
А вот на пересадке с Гостиного всё намного интересней. Во-первых, для пассажиров, выходящих из поезда, указатели в ЦЗ не слишком удобны. На Невском ситуацию спасают указатели в проходах пилонов. На Гостином есть указатели на стенах между дверьми, но их явно недостаточно. К тому же:
два выхода в город - это прекрасно, но где же указатель на переход? А ведь в СИПе он был...
Ладно. Переход как-нибудь найдём, хотя и здесь не всё просто...
Два указателя на выход понять можно, но зачем в этом месте указатели на переход?! Нет, формально всё верно - внизу действительно М2, но зачем подталкивать пассажиров к пользованию этой "петлёй" на пересадке, которая и в имеющемся варианте создаёт лишнюю сутолку у малых эскалаторов на спуск?
Впрочем, бог с ним. Спускаемся по коридору и мостику на Невский проспект. Радуют указатели в сторону Купчино и не радует отсутствие указателей в сторону Парнаса:
Может быть, с другой стороны всё благополучней? Тоже нет:
В общем, господа, как хотите, но все разговоры о том, что НИП помогает лучше ориентироваться и способствует формированию оптимальных пассажиропотоков - увы, мягко говоря, спорны... Причём, снова обращаю винмание, что наряду с обыкновенными ляпами, поддающимися исправлению, имеются и ляпы концептуальные (т.е. в силу самой концепции НИПа), исправлению практически не поддающиеся. А это печально.