Страница 19 из 20

Re: "Оранжевые" станции

Добавлено: 10 дек 2011, 23:33
kot
Хоть и исторический этот свет на Лиговке, а хреновый.
Я вот застал времена, когда "натрий" начали применять на дорогах (была ртуть и накалки)
Поначалу только Московский проспект был освещён натрием. В газетах написали (честное слово, сам читал) - для лучшей ориентации пилотов самолётов, прилетающих в Пулково.
Потом постепенно на других дорогах появился.
Поначалу казалось, что вроде поярче. Но комфорта от езды ночью как - то не прибавилось. Даже хуже. Хотя и глаза помоложе были.
В общем, я считаю, что подобный спектр - натуральное зло.

Re: "Оранжевые" станции

Добавлено: 10 дек 2011, 23:40
в40
Поддерживаю! У меня натриевое освещение всегда вызывает какое-то угнетающее чувство. А станции метро в подобном спектре освещения просто теряют свою привлекательность и больше походят на подземные переходы.

Re: "Оранжевые" станции

Добавлено: 11 дек 2011, 01:22
mx
А поначалу натриевые лампы представляли офигенно прогрессивным решением. Я помню читал статью в газете, кажется называлась "Чайка взмахнула крыльями" (под "чайками" подразумевались уличные столбы освещения с двумя противоположно направленными светильниками на Сенной). В качестве главного аргумента приводился жёлто-оранжевый спектр - якобы близок к дневному свету и в нашем тёмном городе позволит растянуть "естественный световой день". После засилья зелёных ДРЛ я вполне поверил. Разонравился позже, когда начали массово менять. Кроме того с постепенным старением натриевой лампы изменяется и спектр, уходит вниз частота и появляется как раз этот "угнетающий" красно-оранжевый вместо изначального жёлтого. А менять никто не будет пока лампа не перегорит.

Re: "Оранжевые" станции

Добавлено: 11 дек 2011, 04:37
NeoNavigator
На Площади Ленина натриевое освещение носит наиболее "ядерный" характер. На станции просто не комфортно находиться. ИМХО, место натриевым лампам - только на уличных столбах. А вообще, думаю в ближайшие 10 лет эра оранжевых ламп подойдёт к концу, и их вытеснят светодиоды, которые уже сейчас активно внедряют на железной дороге.

Re: "Оранжевые" станции

Добавлено: 11 дек 2011, 08:25
LAV
Это точно. Если приходится выходить на этой станции - хочется побыстрее уйти туда, где не режет глаза.

Re: "Оранжевые" станции

Добавлено: 11 дек 2011, 15:41
Ivan_Ozerki
mx писал(а):А поначалу натриевые лампы представляли офигенно прогрессивным решением. Я помню читал статью в газете...

Передо мной сейчас книжка Б.К. Пукинского "1000 вопросов и ответов о Ленинграде" (1981 год). Цитирую ее:
В 1960-е годы вместо обычных ламп накаливания стали появляться ртутно-дуговые светильники, хорошо известные ныне ленинградцам. Высокую оценку получили* натриевые дуговые лампы, которые отличаются экономичностью и дают больше света**. Ими освещают многие архитектурные ансамбли, памятники истории и культуры.

Примечания мои:
* у кого?
** у автора явно гуманитарный склад ума, экономичность и подразумевает, что при той же потребляемой мощности световой поток будет выше
А вопрос такой: где впервые в городе применялись натриевые лампы с целью, указанной в книге?

mx писал(а):В качестве главного аргумента приводился жёлто-оранжевый спектр - якобы близок к дневному свету и в нашем тёмном городе позволит растянуть "естественный световой день".

От дневного света (Т=6500К) спектр натриевых ламп весьма далек (Т=2000К). У ДРЛ и то куда ближе (Т=4200К).

mx писал(а):После засилья зелёных ДРЛ я вполне поверил.

А вот зелеными они становятся как раз тогда, когда начинают стареть. Как и натриевые:
mx писал(а): Кроме того с постепенным старением натриевой лампы изменяется и спектр, уходит вниз частота и появляется как раз этот "угнетающий" красно-оранжевый вместо изначального жёлтого.

Более-менее новые ДРЛ светят четким белым светом, что ночью весьма красиво.

kot писал(а):Хоть и исторический этот свет на Лиговке, а хреновый.

Если бы Лиговка была единственной станцией, освещенной натриевыми лампами, то это было бы еще одной особенностью, выделяющей ее среди остальных, наряду с необычными указателями (ныне утрачено), стрелочными часами, витражом и нестандартным подходом к освещению наклонника.

kot писал(а):Я вот застал времена, когда "натрий" начали применять на дорогах (была ртуть и накалки)

Позвольте полюбопытствовать, это какие годы? Раз уж вы даже накалки застали :)

kot писал(а):Потом постепенно на других дорогах появился.

Я помню, что такие улицы как Есенина или Омская еще в начале 2000-х освещались ДРЛ-ками. Вроде, в это время ими же освещались даже такие улицы как Каменноостровский. А вот когда именно там поставили натрий - не помню.

kot писал(а):Поначалу казалось, что вроде поярче. Но комфорта от езды ночью как - то не прибавилось. Даже хуже. Хотя и глаза помоложе были.
В общем, я считаю, что подобный спектр - натуральное зло.

Согласен, и даже могу попытаться дать этому объяснение. Чем "теплее" спектр (а у натрия, как писал выше, он очень "теплый", даже у накалки примерно T=2700K), тем больше это способствует расслаблению. А холодный спектр, наоборот, мобилизует и настраивает на рабочий лад. Это можно связать с тем, что количество заснувших за рулем может при использовании натриевого освещения быть выше. Плюс, у натрия довольно хреновая цветопередача (Ra=20, у ДРЛ Ra=60, у накалок Ra=100, это как бы эталон), что не добавляет комфорта вождению. Казаться, что поярче могло потому, что не просто заменили ртуть на натрий, а поставили более мощные лампы, чем требовалось для прямой замены. У нас, например, на углу Есенина и Северного стоят минимум ватт на 400 - ночью светло, как днем. А в советское время для дорог стандартом было 250-400 Вт, но 400 Вт ДРЛ раза в полтора тусклее 400 Вт ДНаТ.

NeoNavigator писал(а):А вообще, думаю в ближайшие 10 лет эра оранжевых ламп подойдёт к концу, и их вытеснят светодиоды, которые уже сейчас активно внедряют на железной дороге.

Правильно думаете.
Смотрите: "Светлановский" светодиодный светильник потребляет 105 Вт, световой поток у него как у 125-ваттной ДРЛ. То есть, уже экономия порядка 16%, плюс экономия на замене ламп (ресурс в 5 раз выше), плюс экономия на утилизации (она для организаций платная, а светодиодный светильник после окончания срока службы можно просто выбросить, он опасности не представляет, а если еще и сдать электронную начинку на драгмет...).
Это, конечно, больше, чем у 70-ваттной ДНаТ (которую тоже не надо утилизировать, а ресурс у нее все равно в 2 раза меньше), которая дает такой же световой поток, но ведь и технологии не стоят на месте! У светодиодных ламп для бытового назначения светоотдача уже вплотную подобралась к 100 лм/Вт, что примерно на 15 лм/Вт больше, чем у натриевых. Если учесть, что продукция для бытового назначения, как правило, не имеет такого запаса по надежности (в данном случае, за счет использования более производительных диодов) и специально не удешевляется (за счет того же), а технологии имеют свойство дешеветь со временем - реальный срок может оказаться раза в два меньше озвученного вами.
А ж/д по-любому такая замена выгодна, поскольку натриевые лампы там не получили широкого распространения (Балтийский вокал, вон, до сих пор ДРЛ-ками освещается), в основном там ртутные.

Но мне кажется, что это наше обсуждение нужно переместить в "Историю уличного освещения Ленинграда", поскольку к станциям оно имеет весьма опосредованное отношение.

Re: "Оранжевые" станции

Добавлено: 11 дек 2011, 18:34
kot
Ivan_Ozerki писал(а):
kot писал(а):Я вот застал времена, когда "натрий" начали применять на дорогах (была ртуть и накалки)

Позвольте полюбопытствовать, это какие годы? Раз уж вы даже накалки застали :)
Самый конец 70-х.
Накалки в те времена уже уходили, но почти все дворы ещё были ими освещещены.
Небольшие улицы тоже.
Кстати, ошибся немного. Первый натрий появился на пр. Ю.Гагарина. Но после этого очень быстро на юге Московского пр.

Re: "Оранжевые" станции

Добавлено: 11 дек 2011, 20:45
Vladimir91
Ivan_Ozerki писал(а):В любом случае, нужно возвращать также и "Спортивную", и "Звенигородскую", и "Невский Проспект", и "Проспект Просвещения", и "Удельную", и "Политехническую", и "Площадь Ленина", и "Гражданский Проспект". А также вестибюли типа того же "Просвещения", "Приморской" и "Балтийской".

На Гражданском нет натрия.

Re: "Оранжевые" станции

Добавлено: 12 дек 2011, 12:22
Metroschemes
Если говорить о дорогах, то мне больше по душе натриевые фонари. Но на станциях метрополитена я бы поменял (кроме Лиговки и Удельной, пожалуй) спектр обратно на белый.

Re: "Оранжевые" станции

Добавлено: 12 дек 2011, 22:46
Cypok
Будем надеяться, чьл рано или поздно метрополитен будет переходить на светодиодное освещение, а оно всё-таки поприятнее глазу.

Re: "Оранжевые" станции

Добавлено: 13 дек 2011, 00:56
Ivan_Ozerki
Vladimir91 писал(а):На Гражданском нет натрия.

Ошибся. Казалось, что он там был.

Metroschemes писал(а):Но на станциях метрополитена я бы поменял (кроме Лиговки и Удельной, пожалуй) спектр обратно на белый.

То есть, Вас устраивают чёрные стены на Удельной?

Re: "Оранжевые" станции

Добавлено: 14 дек 2011, 11:01
Metroschemes
Все субъективно и, наверное, зависит от того, когда ты родился. Я любил Удельную именно за оранжевое освещение (когда оранжевых станции было всего три в городе). Теперь она всего лишь одна из многих, поэтому прежних восторгов не вызывает. Неоранжевую Удельную я не помню. Зато я всегда прикалывался над знакомыми вопросом: "какого цвета стены на станции".

Re: "Оранжевые" станции

Добавлено: 14 дек 2011, 18:48
в40
Стены на станции - тёмно-зелёные. Но при оранжевом освещении этого не видно: цвет изменился и стал почти чёрным.
Станции нужно вернуть первоначальное освещение. Такое, каким оно было с момента открытия.

Re: "Оранжевые" станции

Добавлено: 14 дек 2011, 20:16
djtonik
Правильно ли я помню, что на Лесной и на Удельной путевые стены одинаковые? Ну плюс-минус тон.

Re: "Оранжевые" станции

Добавлено: 14 дек 2011, 20:48
в40
Не совсем. На "Лесной" цвет не плотный, а полупрозрачный с разной плотностью окраски. На "Удельной" цвет однородный, более тёмный.
И плитки разного размера.