Hugo писал(а):Так такое только в заокеанских и прочитаешь, у нас-то учебников нет

Посмотрел еще раз на схему ЗСД = да, действительно, необходимо останавливаться для оплаты. Ну что сказать, это Россия.
Во первых есть. И школа, и наука, и учебники. И
урбаниситика (сейчас этот курс обычно называется "архитектура мегаполиса" - более русское понятие) всегда читалась и читается в профильных институтах. Более того, наука комплексного развития города в мире (современном мире) впервые появилась в СССР. Да, как отрыжка холодной войны, но на этом берегу. Сказав что "я пошёл читать книжки" я протянул руку на полку и с краю вытащил ЛИСИшный учебник по Архитектуре Мегаполиса. Я скорее поверю в то, что в Америке не существует госрегулирования строительства мегаполисов и они развиваются в стихийном саморегулировании. Хотя наука у них есть, читал книжки. Правда старые.
Если Вам интересно, то при проектировании Мегаполиса проектанты должны учитывать кучу параметров. Например цунами, панику высокомобильных или наоборот маломобильных групп населения, стихийное бедствие, шабаш инопланетян или флешмобистов, удобство для работы антитеррористических структур, доступность ресурсов жизнеобеспечения, востребованность сформировавшегося населения, социальные аспекты, качество жизнеобеспечения и так далее. При этом все архитектурно-планировочные решения старой школы не только соответствовали компромиссу наибольшей безопасности населения и решения максимального количества социальных вопросов, но и проверялись в том числе на полигонах.
"Урбанистика" от модных дизайнеров или политиков как правило не имеет в своей основе ни грамма представления ни о градостроительной науке, ни о проблемах архитектуры мегаполисов, ни об общественно-политической составляющей жизни мегаполиса.
В том году была огромная статья главного архитектора Москвы на эту тему. Про то что проектировать-то мы умеем, и во всём мире наши архитекторы успешно работают. Только в нашей стране в Москве и Петербурге строят не архитекторы, а менеджеры. А им чихать на науку (Архитектуру), на закон (Генплан) - только сиюминутные задачи, а как потом все выкручиваться будут им до звезды. Это было когда Собянин пошёл к учёным с вопросом "что делать с пробками?".
То же к проектированию метро относится. При проектировании ветки, например, необходимо учитывать требования устойчивости всего комплекса сооружений к точечному ядерному взрыву в любой её части. Был в Питере НИИ, который научился это рассчитывать. И строил модели, на основании которых и давались рекомендации по проектированию МК, чередованию типов станций, рекомендации по трассировке. Насколько я слышал их методики тупо скуплены для повышения эффективности боеприпасов НАТО предназначенных для борьбы с боевиками Аль-Каеды в пещерах.
Ну и во вторых: почему же так пессимистично. В Японии так же например. На всех фривэях. Коллеги говорят что крайне тошнотворный процесс, ибо у них принята зональная оплата по принципу: на каждой границе зоны - плати. Но нам, к счастью, ещё очень далеко и до их уровня бюрократии, и до их уровня маразма, и до их уровня коррупции.