Это правда, факторов опасности у пожара множество, и основной причиной трагедий считается отравление угарным газом. В условиях тоннеля, кажется, его выделяться будет даже больше, чем при огне на открытом воздухе. Но помимо этого, ещё многое зависит от расположения очага возгорания: в салоне, под вагоном, на крыше, или вообще в туннеле. Я скажу честно, не специалист в требованиях пожарной безопасности, но с алгоритмом действий в случае пожара, думаю, знаком каждый. Так вот действительно, и покинуть "помещение" (вагон), и "при возможности приступить к ликвидации очага возгорания собственными силами" -- в условиях нынешних вагонов затруднительно. Про первое выше уже рассказали, про второе -- в соседней теме про номерные обсуждалось, те же огнетушители пассажирам недоступны.
И если второе -- вещь чисто организационная (нет, я действительно не понимаю, почему у нас огнетушители куда-то запрятаны от пассажиров, когда в других метрополитенах они доступны и ничего ужасного от этого не происходит), то вот с первым было слишком много обсуждений и так к единому мнению ни разу не приходили.
Промоделировать распространение дыма и огня ещё хоть как-то можно, а вот распределение волны -- сложно, и тут посмотреть бы, как производители обосновывают тот или иной вариант расчётами.
Я же, став пользоваться электричками для поездок по городу, заметил, что там все они имеют возможность сквозного прохода (и ни к чему страшному это не приводит), но старые модели (до ЭД4М 384) сочетают в себе оба подхода: в торцах вагонов есть двери, но при этом пройти насквозь можно.
У нас же сейчас XXI век, и всяких соленоидных замков, электромагнитных и прочего -- полно.
А что если двери межвагонные оставить, просто снабдить их такими замками? То есть, закрываться они будут не на трёхгранку, а почти как в парадных с дверями на электромагнитных замках. И там, и там -- безотказная эксплуатация 24/7.
В штатной ситуации торцевые двери закрыты на этот самый замок, всё как и сейчас. В случае необходимости, по сигналу из кабины (или по его отсутствию при разрыве цепей управления) -- замки открываются. Можно даже сделать так, чтобы двери при этом сами приоткрывались. И всё, сквозной проход для эвакуации готов.
Последний выходящий закрывает дверь, но она закроется только на пружинный замок, как сейчас на ручке. То есть если кто-то ещё внезапно окажется, он сможет открыть дверь как обычно.
Жаль, конечно, что конструктивно у нас эти двери вовнутрь открываются, так бы можно было поставить ручки "антипаники", на которые надавить нужно.
Предугадывая вопросы/сомнения про то, что обычный пассажир электромагнитный замок не откроет, а вот "тот крупный подросток" -- за десять секунд отожмёт замок: во-первых, конструктивно замки бывают разными (соленоидные вот так не отжать, только нужны те, у которых пружина при пропадании напряжения вернёт ригель в открытое положение), во-вторых это снова не техническая, а организационная проблема, то есть бороться с ней нужно иначе. Наверное, если с головой не всё в порядке, то и существующие двери возможно открыть. Но судя по отсутствию новостей из московского метро (где в вагонах есть огнетушители) о том, что огнетушителями разбили все торцевые стёкла -- можно полагать, на практике такой проблемы нет.
А кстати, пустят ли СТБшники в ПМ "со своим" огнетушителем?
А то ведь он под давлением, тяжёлый, да и на интроскопе странно выглядит.
