Re: Информационное пространство 2009
Добавлено: 30 ноя 2009, 05:00
О том, как НИП изуродовал станции с архитектурной точки зрения, даже писать не хочется. Ну, в конце концов, форумчане уже четыре десятка страниц не жалеют для этого нормативной и не очень лексики, постараюсь не повторяться. А вот функциональность НИПа - это вопрос, обсуждение которого, КМК, ещё не дошло до логического конца. Согласен с aks , надо найти "ориентиры" для пассажиров.
Вход в метро. Здесь (если пассажир недостаточно хорошо ориентируется в пространстве города) ситуаций может быть две: 1) пассажиру глубоко безразлично, на какой станции он садится, его интересует только, как и куда с неё выезжать; 2) пассажир ищет конкретную станцию и только её. И в том, и в другом случае достаточно названия на входе на станцию (традиционно, над входными дверями или на портале подземного перехода, ежели вход через него) и, возможно, в непосредственной близости от вестибюля (скажем, на щитах на подходе к станции). В идеале у входов с неполным временем работы хотелось бы лицезреть направление к ближайшему работающему входу. Короче говоря - долой названия станций из внутренностей наземных вестибюлей (а ля Старая Деревня). Если вдруг в вестибюле пассажиру резко приходит в голову уточнить своё местонахождение - к его услугам схема метро с кружочком "Вы здесь". Такие случаи довольно редки, так что схемы должно хватить даже на станциях с тесным вестибюлем.
Что касается входов на станции пересадочных узлов - здесь к информации следует подходить особенно внимательно. Входы на Невский проспект через подземный переход Михайловской-Думской в этом смысле - ниже всякой критики. "М3", имеющиеся там, способны дезориентировать кого угодно. Ситуация усугубляется, ежели пассажир, планируя поездку, пользуется картой города (на которой этот выход обозначен как Невский проспект) и схемой метро (на которой Невский значится по МПЛ). То, что с Невского проспекта можно попасть на НВЛ - не довод. Воспользовавшись поездами, можно попасть и на остальные три линии, в конце концов - что с того?
Далее, часто поднимающийся в связи с НИПом вопрос - насколько уместно в качестве указателя "к поездам" указание на конечную станцию вместо полного списка.? На мой взгляд, решение трудно счесть удачным. Основания:
1) Конечные станции расположены в большинстве своём на окраине города, в местах, мало говорящих что-либо горожанам, плохо знакомым с городом, не говоря уж о приезжих. Вероятность того, что турист будет в курсе дела, что такое Парнас, кажется мне сомнительной. Найти по схеме или запомнить, конечно, сверхтрудности не составит, но об удобстве едва ли можно говорить.
2) Конечные станции уязвимы в силу своей изменчивости. Разумеется, разговор об эом может показаться смешным сейчас, когда строится по одной станции в два года, и всё же... Вот сейчас на ФПЛ указатели на Волковскую. Введут Международную, указатели переориентируют на неё. Но "свежая" станция будет совершенно неизвестна подавляющему большинству неискушённых пассажиров! Значит, опять настанут трудности с навигацией.
В порядке маленького отклонения от темы: подумалось, что если бы в своё время ССС-узел был бы запроектирован как кросс-платформа, то мы могли бы рассчитывать на совершенно шикарный указатель <-Народная Международная-> Вот была бы радость зубоскалам!
3) Наличие полного списка станций на указателе предполагает подчас, что пассажир может "зацепиться глазом" не на навязанную ему, а за наиболее подходящую для этого. Скажем, помню, как я в Москве, попадая на Калужско-Рижскую, неизменно ориентировался в направлении по бросающейся в глаза в списке ВДНХ (которая, кроме нестандартного названия, ещё и достаточно статусна для московского пространства). В нашем городе на КВЛ подобную роль часто играет Автово (особенно если шрифт и расположение по строкам сделано толково, а это на такая уж запредельная задача). Указание одной конечной станции такой возможности лишает.
Мнение о том, что иностранцам привычнее видеть указатели именно таким образом, на мой взгляд, неверно. Но не буду спорить, а замечу, что решений, КМК, здесь возможно три:
1) Полный список на русском, на латинице - только конечная
2) Вообще не употребляем латиницы на подвесных указателях, оставляя её, скажем, для указателях на стенах ЦЗ, обращённых к проходам на платформы. Иностранцев в метро, в конце концов, не настолько много, чтобы у упомянутых указателей сбивались толпы.
3) Используем пространство наклонного хода (по крайней мере, в тех случаях, когда наклонник не соединяется с ЦЗ извилистым коридором). Длина наклонных ходов позволяет разместить список станций (и на кириллице, и на латинице) с указанием направления любое потребное число раз. Кстати, в обратном направлении - это был бы недурных плацдарм для указания маршрутов НОТ. Правда, придётся пожертвовать рекламой...
Указатели при выходе с боковых платформ в ЦЗ. Если речь идёт о пересадочном узле - то на указаниях выходов обязательно должна присутствовать фраза "Выход в город" или подобная ей. Нынешние указатели Невского проспекта в этом смысле - кошмар. С ходу разобраться, где стрелки на пересадку, а где на выход, практически нереально.
На Невском, коли уж так пекутся о ИП именно этого узла, в идеале хорошо бы вообще применить "интерактивные" указатели, указывающие только на открытый в данный момент выход в город и игнорирующие закрытый. Но это так, мечты. А вот продумать ИП так, чтобы люди, желающие выйти на Михайловскую, не узнавали о закрытии этого выхода непосредственно перед эскалаторами, можно и нужно. На звуковые объявления, увы, полагаться нельзя
Путевые стены. Писать на них название станции с целью сделать его видимым из вагона - превосходная иллюстрация к выражению "левой пяткой правое ухо чесать". Совершенно согласен с tu2-167, эта проблема легко решается установкой "бегущей строки" в вагонах. Если это проделали в трамваях и троллейбусах - неужели это настолько сложно сделать в метро?
Полоса цвета линии - апофеоз идиотизма НИПа, как это ни прискорбно. Если все прочие элементы ещё как-то можно притянуть за уши в направлении здравого смысла, то эта полоса сему не поддаётся никак. От души желаю этому нововведению сдохнуть быстро и безболезненно.
На мой взгляд, даже нынешние (СИП) схемы линии на путевых стенах избыточны в смысле цвета. Максимально удачно цветопередача была решена в "рыбках" (если я правильно помню): цветом выделялось написание "текущей" станции, остальные были написаны чёрным, благодаря чему убивалось сразу два зайца: ненавязчиво напоминался цвет линии и подчёркивалось название станции местонахождения
Что касается схемы на путевых стенах - для меня остался темен смысл появления "засеренного" (сиречь "уже проезженного") участка. Буду рад, если мне объяснят.
И, наконец, самое главное. Я не думаю, что во времена СССР, когда пропаганда и информация была делом сугубо государственным и всячески курируемым всеми вплоть до КГБ, могла не учитываться эффективность информационного пространства станций - в том числе, и с точки зрения вписывания оного в архитектурный контекст. Любопытно знать, изучался ли кем-нибудь этот вопрос? Видимо, отнюдь не авторами НИПа...
Прошу прощения за многобуквенность.
Вход в метро. Здесь (если пассажир недостаточно хорошо ориентируется в пространстве города) ситуаций может быть две: 1) пассажиру глубоко безразлично, на какой станции он садится, его интересует только, как и куда с неё выезжать; 2) пассажир ищет конкретную станцию и только её. И в том, и в другом случае достаточно названия на входе на станцию (традиционно, над входными дверями или на портале подземного перехода, ежели вход через него) и, возможно, в непосредственной близости от вестибюля (скажем, на щитах на подходе к станции). В идеале у входов с неполным временем работы хотелось бы лицезреть направление к ближайшему работающему входу. Короче говоря - долой названия станций из внутренностей наземных вестибюлей (а ля Старая Деревня). Если вдруг в вестибюле пассажиру резко приходит в голову уточнить своё местонахождение - к его услугам схема метро с кружочком "Вы здесь". Такие случаи довольно редки, так что схемы должно хватить даже на станциях с тесным вестибюлем.
Что касается входов на станции пересадочных узлов - здесь к информации следует подходить особенно внимательно. Входы на Невский проспект через подземный переход Михайловской-Думской в этом смысле - ниже всякой критики. "М3", имеющиеся там, способны дезориентировать кого угодно. Ситуация усугубляется, ежели пассажир, планируя поездку, пользуется картой города (на которой этот выход обозначен как Невский проспект) и схемой метро (на которой Невский значится по МПЛ). То, что с Невского проспекта можно попасть на НВЛ - не довод. Воспользовавшись поездами, можно попасть и на остальные три линии, в конце концов - что с того?
Далее, часто поднимающийся в связи с НИПом вопрос - насколько уместно в качестве указателя "к поездам" указание на конечную станцию вместо полного списка.? На мой взгляд, решение трудно счесть удачным. Основания:
1) Конечные станции расположены в большинстве своём на окраине города, в местах, мало говорящих что-либо горожанам, плохо знакомым с городом, не говоря уж о приезжих. Вероятность того, что турист будет в курсе дела, что такое Парнас, кажется мне сомнительной. Найти по схеме или запомнить, конечно, сверхтрудности не составит, но об удобстве едва ли можно говорить.
2) Конечные станции уязвимы в силу своей изменчивости. Разумеется, разговор об эом может показаться смешным сейчас, когда строится по одной станции в два года, и всё же... Вот сейчас на ФПЛ указатели на Волковскую. Введут Международную, указатели переориентируют на неё. Но "свежая" станция будет совершенно неизвестна подавляющему большинству неискушённых пассажиров! Значит, опять настанут трудности с навигацией.
В порядке маленького отклонения от темы: подумалось, что если бы в своё время ССС-узел был бы запроектирован как кросс-платформа, то мы могли бы рассчитывать на совершенно шикарный указатель <-Народная Международная-> Вот была бы радость зубоскалам!
3) Наличие полного списка станций на указателе предполагает подчас, что пассажир может "зацепиться глазом" не на навязанную ему, а за наиболее подходящую для этого. Скажем, помню, как я в Москве, попадая на Калужско-Рижскую, неизменно ориентировался в направлении по бросающейся в глаза в списке ВДНХ (которая, кроме нестандартного названия, ещё и достаточно статусна для московского пространства). В нашем городе на КВЛ подобную роль часто играет Автово (особенно если шрифт и расположение по строкам сделано толково, а это на такая уж запредельная задача). Указание одной конечной станции такой возможности лишает.
Мнение о том, что иностранцам привычнее видеть указатели именно таким образом, на мой взгляд, неверно. Но не буду спорить, а замечу, что решений, КМК, здесь возможно три:
1) Полный список на русском, на латинице - только конечная
2) Вообще не употребляем латиницы на подвесных указателях, оставляя её, скажем, для указателях на стенах ЦЗ, обращённых к проходам на платформы. Иностранцев в метро, в конце концов, не настолько много, чтобы у упомянутых указателей сбивались толпы.
3) Используем пространство наклонного хода (по крайней мере, в тех случаях, когда наклонник не соединяется с ЦЗ извилистым коридором). Длина наклонных ходов позволяет разместить список станций (и на кириллице, и на латинице) с указанием направления любое потребное число раз. Кстати, в обратном направлении - это был бы недурных плацдарм для указания маршрутов НОТ. Правда, придётся пожертвовать рекламой...
Указатели при выходе с боковых платформ в ЦЗ. Если речь идёт о пересадочном узле - то на указаниях выходов обязательно должна присутствовать фраза "Выход в город" или подобная ей. Нынешние указатели Невского проспекта в этом смысле - кошмар. С ходу разобраться, где стрелки на пересадку, а где на выход, практически нереально.
На Невском, коли уж так пекутся о ИП именно этого узла, в идеале хорошо бы вообще применить "интерактивные" указатели, указывающие только на открытый в данный момент выход в город и игнорирующие закрытый. Но это так, мечты. А вот продумать ИП так, чтобы люди, желающие выйти на Михайловскую, не узнавали о закрытии этого выхода непосредственно перед эскалаторами, можно и нужно. На звуковые объявления, увы, полагаться нельзя
Путевые стены. Писать на них название станции с целью сделать его видимым из вагона - превосходная иллюстрация к выражению "левой пяткой правое ухо чесать". Совершенно согласен с tu2-167, эта проблема легко решается установкой "бегущей строки" в вагонах. Если это проделали в трамваях и троллейбусах - неужели это настолько сложно сделать в метро?
Полоса цвета линии - апофеоз идиотизма НИПа, как это ни прискорбно. Если все прочие элементы ещё как-то можно притянуть за уши в направлении здравого смысла, то эта полоса сему не поддаётся никак. От души желаю этому нововведению сдохнуть быстро и безболезненно.
На мой взгляд, даже нынешние (СИП) схемы линии на путевых стенах избыточны в смысле цвета. Максимально удачно цветопередача была решена в "рыбках" (если я правильно помню): цветом выделялось написание "текущей" станции, остальные были написаны чёрным, благодаря чему убивалось сразу два зайца: ненавязчиво напоминался цвет линии и подчёркивалось название станции местонахождения
Что касается схемы на путевых стенах - для меня остался темен смысл появления "засеренного" (сиречь "уже проезженного") участка. Буду рад, если мне объяснят.
И, наконец, самое главное. Я не думаю, что во времена СССР, когда пропаганда и информация была делом сугубо государственным и всячески курируемым всеми вплоть до КГБ, могла не учитываться эффективность информационного пространства станций - в том числе, и с точки зрения вписывания оного в архитектурный контекст. Любопытно знать, изучался ли кем-нибудь этот вопрос? Видимо, отнюдь не авторами НИПа...
Прошу прощения за многобуквенность.