Тут Нью-Йорк и Москву в пример приводили. Рассажу о том, как зональная оплата
устроена в Вашингтоне. Сразу оговорюсь, что я не выступаю ни за ни против
введения зональной оплаты в Питере. Это вопрос политический и у меня на его
счёт пока ещё нет личного мнения. Если делать с умом, то почему бы и нет? Но
когда в питерском метро последний раз делали что-то с умом? Кстати, в
Вашингтоне взялись за ум относительно недавно, лет 5 назад, а до этого было
полное безобразие, которое сейчас используется только теми, у кого карточки
нет (см. ниже).
Итак, у большинства народа, которые пользуются метро постоянно, здесь есть
бесконтактная карточка (аналог БСК). На неё можно класть деньги (в баксах) в
одном из многих автоматов, установленных на каждой станции. На входе в метро
проверяется, что на карточке достаточно денег на <b>минимальную</b> поездку.
На выходе деньги снимаются в соответствии с длиной поездки. Вот и всё.
Из этого следует что 1) после поездки на карточке может оказаться
отрицательный баланс (не вижу в этом, кстати, ничего смешного) и 2) с
отрицательным балансом в метро не пустят, т.к. отрицательное число заведомо
меньше, чем стоимость минимальное поездки. Бизнес на этом никто не делает,
т.к. изначальная стоимость карточки больше (хоть и незначительно) стоимости
самой дорогой поездки. Например, если БСК в Питере стоит 154р., то кто может
навариться на том, что на ней осталось -30р.? Считайте, что покупая БСК, вы
вносите залог на одну поездку. Если ездить регулярно, то это вас не разорит.
Кстати, исходя из этой логики, за отрицательный баланс никто никого не
штрафует.
Выйти на той же станции где и вошёл стоит каких-то денег, но я не уверен
сколько. Ограничений по времени поездки нет. Как выглядит карточка и
сопутствующее ей оборудование можно спросить у Гугла:
http://images.google.com/images?hl=en&q=smartrip
Остаётся вопрос, а что делать с теми, кому карточку покупать невыгодно
(туристы, приезжие, те у кого машина сломалась)? Во-первых, для туристов есть
дневной проездной (2.5 цены максимальной поездки). Для остальных существуют
одноразовые бумажные билеты с магнитной полоской (ими можно пользоваться пока
остаются деньги, а потом остаток переносится на новый бумажный билет). Т.к.
они ничего не стоят, то и отрицательный баланс на них запрещён. Поэтому перед
каждым выходом стоит автомат доплаты, на случай если денег не хватило. Этот
автомат БСК принципиально не принимает, т.ч. очереди он обычно не создаёт,
т.к. все постоянные клиенты используют БСК.
Не думаю, что так можно будет сделать в Питере из-за проблем с местом. Да и
людей без БСК тоже будет гораздо больше. Моя идея (чур, ногами не бить

):
покупать в кассе билет до определённой станции. Всё равно гостям города
придётся стоять очередь в кассу как минимум один раз. Там же в кассе можно
будет получить неиспользованные деньги обратно (в Вашингтоне с этим
справляются всё те же автоматы).
Несколько дополнительных замечаний:
1) Самая дорогая поездка отличается от самой дешёвой где-то в 2-2.5 раза.
2) У местных льготников есть специальные БСК, которые работают по
специальным тарифам. Теоретически, у людей с льготной карточкой могут
потребовать документы, подтверждающие законность её использования, но
практически я этого никогда не видел.
3) все турникеты могут работать как на вход, так и на выход. Это не
означает что, скажем, чётные туда, а нечётные сюда. Просто один фланг
шеренги турникетов входящий, а другой исходящий. А вот граница между
этими флангами задаётся в зависимости от времени суток и
пассажиропотока.
4) Цена за проезд в час пик раза в 1.5 больше, чем в обычное время. У меня
к этому двоякое отношение. С одной стороны, мне обычно приходится ездить
в час пик. А с другой, если есть возможность, я деньги и экономлю, и
уменьшаю час-пиковый пассажиропоток. В Питере например можно сделать,
что у льготников в час пик льгота действительна только на, скажем, 50%.
5) Время с 11:30 до 2 ночи по пятницам и субботам приравнивается к часу пик
6) Местная БСК является единственной формой оплаты на перехватывающих
парковках у метро. Если запарковался, а в метро в течение дня не ездил,
то цена в 2 раза выше.
7) БСК можно зарегистрировать на своё имя и если она потеряется или будет
украдена, то деньги не пропадут.
Резюме: с технической точки зрения, единственным препятствием к осуществлению
зональной оплаты проезда в Питере является возможность давки на выходе. Если
вход можно ограничить закрыв несколько дверей, то эскалаторы так просто не
остановишь. Тов. Гарюгин обещает вестибюли расширить --- флаг ему в руки.