Re: Общий топик о трамваях.
Добавлено: 17 сен 2020, 21:09
Алюминиевый трамвай, электробус с прицепом и петербургский троллейбус.
Губернатор Беглов лично познакомился с транспортом, который хотят предложить петербуржцам.
Утром 17 сентября губернатор Беглов приехал на Невский завод электрического транспорта, чтобы посмотреть, как заявляется, на будущее петербургского общественного транспорта. ПК «Транспортные системы» — по факту доминирующий поставщик в Петербурге — показал, за счет чего собирается укреплять свое лидерство. Охотно говорили о преимуществах алюминиевого подвижного состава, так же охотно молчали о его себестоимости. Но опыт показывает, что город ценит этот металл, даже если приходится переплачивать и ждать.
Первым делом Беглову показали, что уже обкатывают в Петербурге и что готовят, экскурсию проводил новый глава комтранса Кирилл Поляков. Губернатор оценил всю шкалу: МАЗ на дизеле, МАЗ на сжиженном газе, КамАЗ на компримированном. Беглов деловито топал по полу, ощупывал обшивку, давал рекомендации по цвету салона и откидным креслам в стоячей зоне. Напоследок зашел в электробус «Пионер» со 100-процентно низким полом. Секрет такого простора можно выразить словами «главное-хвост»: аккумуляторы не занимают место в салоне, а размещаются в прицепе. Идеология следующая: разрядился — поменял прицеп, незачем ночь стоять в парке или останавливаться на короткий водопой у быстрых станций во время смены. Выглядит экзотично.
И все же главным гвоздем программы был первый в России трехсекционный трамвай с полностью алюминиевым корпусом — «Витязь-Ленинград». Собственно, сборочные компоненты производятся в Твери, где под это дело переоборудовали площадку, а конечная сборка и обкатка — в Петербурге. Все, что предписывает транспортная мода, на месте: широкий проход, медиакомплексы, USB-разъемы для зарядки телефонов, Wi-Fi, специальные элементы для поглощения вибрации во время движения, подогрев входной зоны. «На три тонны легче [по сравнению со стальным], — рассказывал соучредитель ПК ТС Феликс Винокур губернатору. — Износ пути меньше. Это правильная история. Посмотрите, какое у него красивое личико».
ПК «Транспортные системы» на 60% принадлежит ООО «Холдинг Транскомпонент», а на 40% — Феликсу Винокуру. Компания основана в 2013 году, у нее три площадки: в Твери, Энгельсе и собственно Невский завод электрического транспорта. Всего выпускает 8 моделей трамваев от 17 до 35 метров, один троллейбус («Адмирал») и один электробус («Пионер»). По России катаются более 500 трамваев производства ПК ТС, в Петербурге — 45 (32 «Витязей М», 10 «Витязей» и, как водится, 3 «Богатыря»). Именно ПК ТС получила крупнейший трамвайный контракт в Петербурге последних лет.
Алюминиевая тематика была основной: не теряет гибкости, медленнее изнашивается, противостоит коррозии, служит более 30 лет. Все в духе времени. Напомним, ПК ТС фактически на безальтернативной основе был выбран как производитель 87 троллейбусов для ГЭТ. Лизинговый аукцион объявляли трижды, и в какой-то момент его максимальная цена выросла с 1,7 млрд до 2 с лишним млрд рублей. «Горэлектротранс» не скрывал, что просто добавил новые требования — среди них применение в интерьере шлифованного алюминия. В итоге «Сбербанк лизинг» поставляет в Петербург именно «Адмирал 6281» производства ПК ТС с тем самым алюминиевым интерьером.
Памятуя об этих ценовых историях, «Фонтанка» поинтересовалась у Феликса Винокура, насколько новый «Витязь» отличается себестоимостью от стального (их в количестве 21 штуки город приобретал за 2 млрд). «Отличается, в моем представлении, не принципиально, на проценты, — ответил соучредитель ПК ТС, и не казалось, что он рад вопросу. — Но себестоимость трамвая и его стоимость — разные вещи. Алюминий не испаряется никуда в отличие от стали, это вечный металл. 36 тонн алюминия через 30 лет будет стоить дороже, чем этот трамвай сегодня». Представитель компании подтвердил «Фонтанке», что сырье закупается у «РусАла».
Второй вопрос касался тех алюминиевых приоритетов, которые в последнее время расставил город. Еще в случае с закупкой «Адмиралов» конкуренты робко намекали, что требования соответствуют «модельному ряду одного производителя троллейбусов, что приводит к искусственному сокращению конкуренции». Ситуация повторилась летом, когда городу понадобилось еще 4 десятка троллейбусов: вопросы претендентов опять касались именно выбора материалов для салона, и они уже в лоб говорили, что все заточено под ПК ТС. В итоге ФАС согласилась с жалобой, но «Горэлектротранс» решил просто отменить закупку.
«У нас 70 городов в Российской Федерации с трамвайным движением, мы ни с кем [предварительно] не договариваемся, — заявил «Фонтанке» Винокур. — Мы просто делаем современный трамвайный вагон. Это работает так, а не так, как вы думаете. Очень редко заказчик диктует какие-то новшества; это бывает, но, как правило, сами производители приходят и показывают. Заказчик может сказать: да нет, мне эти плюсы не нужны». По словам Винокура, в мире есть компании, которые делают только алюминиевые трамваи — например, испанский CAF. «А есть те, кто не умеет делать алюминиевые трамваи, — это Stadler, великий, хитро сделанный, — все эмоциональнее излагал Винокур. — Но у Stadler есть алюминиевые поезда. Поезда умеют делать, трамваи — нет». Напомним, именно Stadler поставляет «Метелицу» на концессионную сеть «Чижик» в Красногвардейском районе.
Беглов осмотрел трамвай и вышел к сотрудникам Невского завода. Журналисты-то привыкли к формату губернаторских мероприятий, которые ориентированы на телевидение; а рабочие, наверное, удивились, когда губернатор стал деловито рассказывать им про характеристики трамвая: «Впервые сделан из алюминия. Это на 20% меньше обычного веса. А самое главное для нас — это снижение нагрузки на рельсы и снижение вибрации. Поскольку у нас город исторический, много исторически зданий, то прекращение вибраций — это то, что удалось конструкторам сделать». Напоследок Беглов пожелал рабочим хорошей зарплаты и обещал сделать все возможное, чтобы они были обеспечены работой.
Это можно было бы счесть гарантией контрактов, благо Горэлектротранс разрабатывает к следующей неделе техническое задание на закупку порядка 10 новых трамваев. Но глава комитета по транспорту Кирилл Поляков пока не готов говорить, будет ли в нем требование к целиком алюминиевому корпусу. «Задача — покупать современное; тратить бюджетные деньги на вчерашний день глупо, — заявил чиновник. — С учетом того, что трамвай эксплуатируется не менее 15 лет, надо смотреть в будущее, чтобы и через 10 лет пассажирам было комфортно».
Если будущее нового «Витязя-Ленинград» в Петербурге не гарантировано, то троллейбусу «Адмирал» с алюминиевым интерьером дают зеленый свет. До недавнего времени в Петербурге производились трамваи «Витязь М» для Москвы и «Львенок» для Ульяновска, но с сентября начали собирать и троллейбусы по действующему контракту с ГЭТ. Раньше их везли из Твери.
Незадолго до приезда Беглова уже «здешний» троллейбус флегматично закатила в цех группа рабочих. Композиции позавидовал бы и Репин.
Губернатор разместил наклейку с названием троллейбуса на борту и поделился радостью от локализации: «В первую очередь это налоги, это рабочие места, для нас это очень выгодно. Но и для предприятия это выгодно. Где найдешь такого крупного заказчика в лице города?»
Вопрос сроков в пандемический год стал особенно болезненным. Вообще-то, по контракту, все 87 «Адмиралов» должны были доехать к июлю; пока их только 37, остальные ждут до конца года. С другой стороны, ПК ТС, по желанию города, уже в ходе исполнения перенес сборку в Петербург. «Этим вопросом занимаются юристы, — рассказал Кирилл Поляков. — Губернатор дал задачу проработать возможное продление сроков контракта через допсоглашение. Если у нас хватит правовых оснований, мы так и поступим, незачем штрафовать поставщика в такое время».
https://www.fontanka.ru/2020/09/17/6947 ... um=desktop