
В первую очередь - это новый щит. Там будет использоваться новая обделка, с уплотнителями. Наконец станет можно строить мелким заложением не оглядываясь на геологию. Все нынешние рекорды глубины - вынужденные. Приходится закапываться в глубокий водонепроницаемый кембрий. Щиты КТ-1-5.6 по нынешним временам - хлам, обделка, устанавливаемая ими далеко прошлый век. На современных щитах даже плывун - вполне благоприятная порода (http://russos.livejournal.com/994967.html). Конечно всё это можно сделать и на однопутных щитах. Но за двухпутным - скорость проходки.
Мелкое заложение - это отсутствие глубоких шахт и вообще минимизация горных работ. Понятны опасения осадок на дневной поверхности при большом диаметре щита, но использование грунтопригруза может это и компенсировать. Можно подобрать и незастроеные трассы.
Что касается большого объёма выбираемого грунта - не надо этого бояться. Вопрос сейчас не в объёме грунта, а в способах его разработки. Не боялись раньше строить "пустые" односводы. Вывезти грунт на современных самосвалах никакой проблемы нет, а начальник АТП Метростроя в интервью регулярно жалуется на отсутствие работы.
Какие работы могут быть у щита после Ф-2? Полно. Это Сосновский радиус от "Бугров" до "Политеха". Если боимся осадок - идём под пустыми Культуры/Тихорецким. Это кусок от "Кудрово" до депо. Это размывный кусок от "Савушкина" до "Зоопарка" - по старым технологиям надо закапываться на глубину более 100 метров, а сейчас можем строить мелким. Наконец участок от депо "Коломяжское" до "Шуваловского проспекта". Тут особый случай. Не знаю какие планы у ЛМГТ, но уже сейчас при строительстве считаю нужным в конце 5 и 6 пути сделать большую демонтажку для щита. Это позволит не расковыривать опять шахту "ШП". Щит в своё время просто войдёт в неё со стороны Коломяг и продолжение линии готово.