Вагон-базар
Добавлено: 07 июл 2007, 23:46
Вагон-базар
Валерий Заворотный, публицист
Источник: Невское время http://www.nevskoevremya.spb.ru/
Код: Выделить всё
Очень хочется поговорить с одним человеком. Прямо страсть как хочется. Особенно по утрам. Зовут этого человека Владимир Александрович Гарюгин. А по должности он большой начальник - командует всем Петербургским метрополитеном. И хотя понимаю я, что мечта эта несбыточная, но отчего бы не помечтать.
Вот встретились бы мы с ним, сели бы в его большом кабинете, принесла бы нам секретарша по чашечке кофе (а ежели он кофе не пьет, то можно и чай - тоже неплохо) и поговорили по душам.
И поведал бы я ему, отхлебывая из чашечки, о том, как по утрам спускаюсь в его метрополитен. Как, подождав немного на платформе, вхожу (или протискиваюсь, ну это уж как повезет) в вагон поезда. Как с тихим шелестом закрываются двери, и как плавно трогается тот вагон с места. И едут в том вагоне старушки-пенсионерки, дремлют на сиденьях недоспавшие труженики, покачиваются, уткнувшись в книжки, читатели-интеллектуалы. Всех их везет чудесный метрополитен, командует которым чудесный - не сомневаюсь - человек В.А. Гарюгин.
Едут вагоны... Стучат колеса... Благодать...
Но длится эта благодать недолго. Едва успеет вагон тронуться с места, едва успеешь ты проникнуться чувством глубокой благодарности к работникам метро, как раздается над самым твоим ухом истошный вопль. Хорошо натренированный голос заставляет вздрагивать старушек-пенсионерок, просыпаться недоспавших тружеников и отрываться от книжных страниц робких интеллектуалов.
- Вашему вниманию предлагается обновленная база данных по всем жителям Санкт-Петербурга! - громогласно вещает юноша с бесстрастным взглядом, протискиваясь между спин и прокладывая себе путь тяжелым баулом.
- А вот кому новые фонарики? - сменяет юношу полная девица с огромной сумкой.
- Купите свежие журналы!
- А вот авторучки!..
Один за одним, сменяя друг друга, протискиваются в вагон коробейники. И превращается наш чудесный метрополитен в обычный базар. С той только разницей, что на базар ты идешь (или не идешь) по своей воле, а тут заперт ты, голубчик, в вагоне и никуда не денешься. На что и расчет. Жлобский, но правильный.
Вы не поверите, Владимир Александрович, но так все оно и есть! Честное благородное слово! Я и сам не верил! Как же, думал, такое возможно? Ведь есть Правила пользования нашим чудесным метрополитеном. Ведь написано черным по белому в тех Правилах (пункт 9.28, ежели не помните), что запрещается "использовать площади метрополитена без письменного разрешения его администрации для занятия коммерческой, рекламной и иной деятельностью, связанной с получением дохода".
Мне-то, честно говоря, до их дохода особого дела нет. Как и до того, с кем они там, на станциях, своим доходом делятся. (А без этого поторговали бы они! Вы ж понимаете!) Но вот чтобы мне ежедневно в ухо орали, пользуясь тем, что я не могу покинуть вагон и вынужден этот ор терпеть, - вот этого мне совсем не хочется. Думаю, и другим пассажирам тоже. А таких, между прочим, насчитывается, как вы знаете, аж два с половиной миллиона ежедневно. И каждый платит за проезд в нашем метрополитене. А стало быть, оплачивает из своего кармана работу его доблестной администрации. Той самой, которая "без письменного согласия...".
Я понимаю, Владимир Александрович, что вы в метро не ездите. Оно и правильно. Начальство должно ездить с комфортом. Но вот представьте себе на минутку такую картинку. Представьте, что вламывается к вам в машину некий субъект и начинает голосить у вас над ухом. Предлагает вам какую-нибудь ворованную базу данных (подсудное, между прочим, дельце, ну да Бог с ним!), какой-нибудь залежалый гламурный журнальчик, какие-нибудь шарики-фонарики и прочую дребедень... Долго бы он у вас в машине просидел? Думаю, что не очень.
Так чем же мы, ваши верные пассажиры, заслужили такую участь?
...Вот об этом спросил бы я начальника метрополитена В.А. Гарюгина, доведись мне с ним и впрямь повстречаться за чашкой кофе.
Но, боюсь, не доведется. Потому как он там - высоко наверху, в своей служебной машине. А я здесь - глубоко внизу, в битком набитом вагоне. И у него над ухом тихо гудит кондиционер. А у меня орет очередной коробейник.
Впрочем, если б и довелось нам повстречаться, то, думаю, ничего путного я б не услышал. Сказал бы он мне, что не могут они там, у себя в метро, ничего с этим поделать. Что никак не поймать им этих неуловимых коробейников. Что прав у них на то нету. Что сил у них нету. Или еще чего нету. Словом - никак!
Почему-то уверен я, что услышал бы именно это. Ибо не раз слышал уже что-то подобное из уст самых разных начальников. Каждый рассказывает о своих проблемах, призывает вникнуть в его положение. Хотя вроде бы это они должны о моих проблемах думать, а не наоборот. Это ж их работа.
А еще, бывало, посмотрит на тебя начальник своими чистыми глазами и укоризненно произнесет: "Все это - мелочи жизни, дорогой. Стоит ли о них говорить? Глянь, сколько достижений в нашем прекрасном городе!" И устыдишься ты своей мелочности.
Одно лишь плохо. Ведь из этих-то мелочей и состоит жизнь любого человека. Даже в самом прекрасном городе...
Валерий Заворотный, публицист
Источник: Невское время http://www.nevskoevremya.spb.ru/