Подземное развитие «а потом мы переименуем Васюки…» : 2007-12-24
Остапа несло»… Именно эти слова я вспоминал снова и снова, когда читал откровения начальника ГУП «Петербургский метрополитен» Владимира Гарюгина о том, каким станет наше метро к 2020 году. Начнем, хотя бы, с того, что в развитие подземки намереваются вложить более 400 миллиардов рублей…
Эти огромные вложения обещают принести небывалые плоды – в ближайшие 13 лет петербургское метро должно прирасти 40 новыми станциями и кольцевой линией. Цифры, поражающие воображение, учитывая, что с конца советской эпохи горожане получили только 5 станций четвертой линии (от «Спортивной» до «Комендантского проспекта») и «Парнас». Причем львиная доля работ по этим объектам была проделана еще в советские времена, и их по большому счету оставалось только достроить. Кстати, с тех, казалось бы, давних времен осталось около 40 километров тоннелей - по сути, целая новая линия метрополитена, которую доделать так и не удосужились.
Не думай о «размыве»!
Но самое болезненное для жителей города и особенно его северных районов воспоминание – это история со знаменитым «разрывом» между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества». Почти десять лет первая линия петербургского метрополитена была разорвана плывуном, и переполненные автобусы стояли в долгих пробках в районе Кушелевки. Линию обещали ввести в строй каждый год, но… неизменно обманывали. В итоге, когда участок закрыли, автор этих строк еще учился в школе, а когда открыли – уже защищал кандидатскую диссертацию. При этом все долгие годы мы слышали регулярные рассказы об ужасах плывуна, о дорогостоящем и при этом постоянно ломающемся оборудовании, о героизме метростроевцев, особенно руководящего звена… и обещания, обещания, обещания… Поэтому и к заверениям господина Гарюгина хочется отнестись с известным скепсисом.
Но – сделаем над собой еще одно усилие и попробуем поверить. Тем более что ничего иного нам не остается. Что же нас ждет? Уже в скором времени должны открыться станции так называемого Фрунзенского радиуса, который должен соединить северную и восточную часть Купчино с центральными районами города. Через год мы увидим станцию «Волковская» близ одноименного кладбища, а к 2010 году, как грибы после дождя, появятся «Звенигородская», «Спасская», «Бухарестская» и «Международная».
Радиус без кольца
Но если есть радиус, значит, должны быть и дуги? Кольцевую автодорогу построили, может, и кольцевую линию пора? Это позволило бы снять напряженность с центральных станций метрополитена и покончить, наконец, с идиотской ситуацией, когда из Рыбацкого в Купчино надо добираться через Невский проспект. И такой план, действительно, имеется – хотя официально «кольцевой линией» его никто не называет. Одна «дуга» должна пройти с юго-запада Петербурга через Московские ворота на Охту, вторая – с Васильевского острова на Выборгскую сторону. А еще будет наземная линия, которая соединит между собой южные районы города. А еще станции метро наконец получат Ржевка и Лахта. А еще…
Остановим на пару секунд полет фантазии (правда, не нашей) и подумаем: насколько это все осуществимо? Ведь до сих пор все наполеоновские планы по развитию нашего города слабо воплощались в реальность. Во всяком случае, обходилось это гораздо дороже, чем предполагалось изначально – вспомним ту же КАД. Так что даже если запрошенные 400 миллиардов выделят, не факт, что их хватит. Вернее, можно сказать, что фактом станет нечто прямо противоположное… Сможет ли город – даже с помощью федерального центра – подтянуть груз дополнительных расходов?
Подайте рабочей силы!
Но дело ведь не только в деньгах. Масштабные строительные работы – тем более в метрополитене, тем более петербургском – требуют большого количества квалифицированной рабочей силы. Где ее взять, если она и так в дефиците? Имеющимся составом «Метрострой» явно не справится. А ведь людей мало набрать, их надо еще и научить… Словом, кадровых проблем хватит с избытком.
Одним словом, к массовому явлению новых станций народу следует отнестись с большой долей скепсиса. А вот к чему стоит отнестись уже без всякого недоверия – так это к планам метрополитена по закрытию некоторых станций. На реконструкцию, разумеется. Уже в ближайшие месяцы мы останемся без «Горьковской», а через год – без «Нарвской». Заявленные сроки ремонта – полтора-два года. Что делать жителям прилегающих районов – не совсем ясно, а ведь обе станции относятся к числу весьма загруженных. Нет, разумеется, никто не сомневается в том, что ремонтировать старые станции нужно; плохо только, что городские власти не предлагают пассажирам никакой альтернативы: «Ну, что поделать… вы уж потерпите!»
Мы потерпим, мы привычные. И разве не будет нам гораздо легче брать штурмом переполненный вагон или давить друг друга на пересадочном эскалаторе, зная, что через каких-то тринадцать лет мы получим сорок новых станций?
Боюсь, что нет.
Николай АХТАРСКИЙ
(с) http://www.buscomm.ru/index4.phtml?m_g=top&m_i=4&full=34