Пересадочные билеты
Добавлено: 05 июл 2009, 22:13
Сложившаяся транспортная ситуация требует максимального повышения роли общественного транспорта и его эффективного использования, в том числе и вытеснения маршруток. Для достижения этого нужно использовать все средства, в том числе и тарифную политику. Нынешние тарифы зависят не от потреблённой услуги в виде проследованного расстояния, а от её качества, чем оно ниже (больше пересадок), тем дороже платит пассажир. Пересадочные билеты призваны изменить такое положение (при этом нужно не забывать, что с пересадкой едет один и тот же пассажир, а не два-три разных, так что аргументы о "потерях" и пр. нужно по этой причине отметать сразу).
Наличие кондукторной системы (я сторонник её сохранения) значительно упрощает эту задачу. Кроме того, наличие пробок и специфика города делают нежелательным неограниченное использование билетов по времени по целому ряду причин. Я предлагаю разрешить только одну пересадку в течение двух часов, причём ограничение по времени здесь служит исключительно для того, чтобы это были именно пересадки, а не новые поездки.
При использовании предварительно купленных и пополненных смарт-карт технология предельно проста, компьютер автоматически списывает суммы в зависимости от вводных данных, поэтому я её даже не рассматриваю. Рассмотрю только технологию оплаты наличными.
1) При расчёте кондуктор выдаёт пассажиру не традиционный катушечный билет, а талон, отрываемый по линейке часов. Срок его действия - два часа. На талоне пропечатана текущая дата. Стоимость проезда округляется до 20 руб. для удобства работы кондуктора, недовольные пусть платят предоплаченными смарт-картами, ради такого случая стоимость проезда по ним можно снизить до 17 рублей (или даже до 16.50).
2) В течение этого времени пасажир может бесплатно проехать ещё один раз, сдав талон кондуктору и получив контрольный билет традиционного образца (талоны могут пригодиться для учёта). Чтобы предотвратить поездку туда и обратно таким образом, талоны могут быть двух разных видов для разных направлений. Если транспортники хотят ограничить пересадку только на совпадающие и пересекающие маршруты либо на этот же маршрут того же направления (остановка в пути), придётся надпечатывать номер маршрута, это уже детали.
3) При поездке с пересадкой на метро пассажир платит кондуктору 30 руб. и получает помимо талона ещё и смарт-жетон, который кондуктор немедленно активирует. Срок действия - 1 час (более чем достаточно чтобы доехать до метро) и только от станций, мимо которых проходит данный маршрут. Жетон опускается в турникет и таким образом возвращается в оборот. Бумажный талон нужен при поездках "наземный транспорт - метро - наземный транспорт", при этом все спорные вопросы по поводу действительности талона после выхода из метро решаются только в пользу пассажира, однозначно бесспорные - в пользу кондуктора (это мелкие детали). Кондуктору определить, что это именно поездка с пересадкой, очень легко независимо от того, на каком маршруте был выдан талон: время ещё не истекло и пассажир вошёл возле метро.
4) Если поездка с пересадкой начинается в метро, пассажир приобретает за 30 руб смарт-карту, проходит с ней через турникет, после чего она действительна один час (можно полтора на случай задержки автобуса, троллейбуса или трамвая). В наземном транспорте карту нужно сдать кондуктору, который, проверив её действительность и погасив, выдаст контрольный билет. Если пассажир не вернул карту, ничего страшного, свои 10 рублей он заплатил, они пропали и убыток от невозвращения карты автоматически возмещён. Недействительная карта также отбирается (потому что она собственность транспортников, а не пассажира), а пассажиру требуется оплатить проезд заново - 20 рублей.
В итоге поездка "наземный транспорт - метро - наземный транспорт" обойдётся в 30 рублей вместо нынешних 56-ти, что повысит привлекательность транспорта (не говоря уже что это просто честнее). Поездка "метро - наземный транспорт" и наоборот обойдётся в 30 рублей вместо нынешних 38, при этом пассажир, пересаживаясь с наземного транспорта на метро, сможет сразу идти к турникету, жетон у него уже есть.
Наличие кондукторной системы (я сторонник её сохранения) значительно упрощает эту задачу. Кроме того, наличие пробок и специфика города делают нежелательным неограниченное использование билетов по времени по целому ряду причин. Я предлагаю разрешить только одну пересадку в течение двух часов, причём ограничение по времени здесь служит исключительно для того, чтобы это были именно пересадки, а не новые поездки.
При использовании предварительно купленных и пополненных смарт-карт технология предельно проста, компьютер автоматически списывает суммы в зависимости от вводных данных, поэтому я её даже не рассматриваю. Рассмотрю только технологию оплаты наличными.
1) При расчёте кондуктор выдаёт пассажиру не традиционный катушечный билет, а талон, отрываемый по линейке часов. Срок его действия - два часа. На талоне пропечатана текущая дата. Стоимость проезда округляется до 20 руб. для удобства работы кондуктора, недовольные пусть платят предоплаченными смарт-картами, ради такого случая стоимость проезда по ним можно снизить до 17 рублей (или даже до 16.50).
2) В течение этого времени пасажир может бесплатно проехать ещё один раз, сдав талон кондуктору и получив контрольный билет традиционного образца (талоны могут пригодиться для учёта). Чтобы предотвратить поездку туда и обратно таким образом, талоны могут быть двух разных видов для разных направлений. Если транспортники хотят ограничить пересадку только на совпадающие и пересекающие маршруты либо на этот же маршрут того же направления (остановка в пути), придётся надпечатывать номер маршрута, это уже детали.
3) При поездке с пересадкой на метро пассажир платит кондуктору 30 руб. и получает помимо талона ещё и смарт-жетон, который кондуктор немедленно активирует. Срок действия - 1 час (более чем достаточно чтобы доехать до метро) и только от станций, мимо которых проходит данный маршрут. Жетон опускается в турникет и таким образом возвращается в оборот. Бумажный талон нужен при поездках "наземный транспорт - метро - наземный транспорт", при этом все спорные вопросы по поводу действительности талона после выхода из метро решаются только в пользу пассажира, однозначно бесспорные - в пользу кондуктора (это мелкие детали). Кондуктору определить, что это именно поездка с пересадкой, очень легко независимо от того, на каком маршруте был выдан талон: время ещё не истекло и пассажир вошёл возле метро.
4) Если поездка с пересадкой начинается в метро, пассажир приобретает за 30 руб смарт-карту, проходит с ней через турникет, после чего она действительна один час (можно полтора на случай задержки автобуса, троллейбуса или трамвая). В наземном транспорте карту нужно сдать кондуктору, который, проверив её действительность и погасив, выдаст контрольный билет. Если пассажир не вернул карту, ничего страшного, свои 10 рублей он заплатил, они пропали и убыток от невозвращения карты автоматически возмещён. Недействительная карта также отбирается (потому что она собственность транспортников, а не пассажира), а пассажиру требуется оплатить проезд заново - 20 рублей.
В итоге поездка "наземный транспорт - метро - наземный транспорт" обойдётся в 30 рублей вместо нынешних 56-ти, что повысит привлекательность транспорта (не говоря уже что это просто честнее). Поездка "метро - наземный транспорт" и наоборот обойдётся в 30 рублей вместо нынешних 38, при этом пассажир, пересаживаясь с наземного транспорта на метро, сможет сразу идти к турникету, жетон у него уже есть.