http://cs.wikipedia.org/wiki/A_%28linka ... v_Praze%29
Линия А пражского метро ведёт приблизительно в направлении северо-запад - восток, на картах обозначена зелёным цветом. Имеет 13 станций, общая длина 11 км, поезд её проезжает за 23 минуты.
Содержание
1. История
1.1. Архитектура странций линии А
1.1.1. Продление в аэропорт
2. Внешние ссылки
История
Строительство первой части линии было начало в 1973 году, открыта 12 августа 1978 года. Этот отрезок (I.A) проходил между станциями Дэйвицка и Площадь Мира, длина составляла 4,7 км, включала 7 станций. В 1976 году было начато строительство участка II.A, который был открыт 19 ноября 1980 года, имел длину 2,6 км и и станции Йиржиха з Подебрад, Флора и Желивскего. 11 июля 1987 года был открыт участок III.A/1, который продлил линию на 1,3 км до станции Страшницка, а 4 июля 1990 года участок III.A/2 добавил следующие 1,4 км и станцию Скалка. 26 марта 2006 года линия была продлена на северо-восток к станции Депо Гостиварж с использованием существовавшего соединения с депо, проходящего частично по поверхности.
Провозная ёмкость линии А за один час составляет пиковые часы около 20230 человек, в остальное время - около 10500 человек.
Архитектура
Участок I.A был самой дорогой стройкой в истории пражского метро. Официально он должен был стать основной витриной режима того времени.
Первые семь станций составляли ансамбль, создающий впечатление
подземных дворцов. В то же время интерьеры были оформлены так, чтобы влияли своим образом, и даже таинственностью. Большую роль в этом решении сыграла детально проработанная игра со световыми источниками и правильный выбор использованных в отделке стен материалов, а также общее цветое оформление. Поездка по участку I.A должна была помимо всего прочего символизировать, что пассажир перемещается под исторически ценным центром города. Именно поэтому было важно, чтобы интерьеры станций создавали исключительное впечатление. Прекрасным примером тому может служить станция Малостранска - в сочетании со старым садом. Станция Мустэк, где старый старый средневековый мостик расположен прямо в вестибюле станции.
Вся линия выдержена в основном цвете - золотистого
шампанского. Станционные залы станций оформлены в этом цвете + на каждой линии (?, может быть станции?) другая цветная полоса, составленная из трёх оттенков одного цвета. Эскалаторные тоннели также имели по сторонам полосы из тонких алюминиевых ламелей в цвете шампань.
Кроме того, эскалаторные тоннели были устроены так, чтобы на станциях не было слышно никакого технического шума от движущихся лестниц.
В настноящий момент интерьеры линии А либо сильно вешают, либо из-за бесчувственным реконструкциям постепенно теряют первоначальное своеобразие. Особенно это заметно в использовании новых подвесных светильников, от чего страдает эстетическое восприятие характерной отделки линии А.
Раньше отделка станций была освещена с бóльшим вкусом первоначальными светильниками - единственная оставшаяся станция Флора (
http://www.metroweb.cz/metro/stanice/linka_a/FL/FL.htm). Отделка выполнена из алюминиевых форм выпуклого и вогнутого вида в различных комбинациях. Каждая станция глубокого заложения имеет свою свой индивидуальный металлический цвет.
Также были удалена первоначальная облицовка эскалаторных тоннелей, которые имели более интересную систему непрямого освещения. единственный первоначальный экалаторный тоннель остался на станции Желивскего (
http://www.metroweb.cz/metro/stanice/li ... E-Etun.jpg), который однако находится в очень плачевном состоянии. За 30 лет своей работы станции на участке I.А ветшали, поэтому должны быть реконструированы. Зубы времени также заметны и на участке II.A, моэтому уместно ожидать широкую реконструкцию и этих станций.
Продление в аэропорт
Продление линии западным направлением является настойчивой потребностью, при этом начиная с 90-го года ведутся споры: что лучше - продлить линию метро до аэропорта Прага-Рузыне, либо для этого сообщения использовать скоростную железную дорогу, а метро протянуть только до Петрина. В апреле 2005 года Пражский магистрат после соглашения с городскими муниципалитетами выдал решение, что линия метро будет продлена на Красный Верх и Велеславин, далее по дуге через Петрины, больницу Мотол, Белую Гору, микрорайон Дедина, Длинную Милю, где будет пересадка на жд, и аэропорт в Рузыне. Строительство должно было бы начаться в 2009 году, но до сих пор не ясно, будет ли по финансовым причинам отдано предпочнение линии D, которая более предпочтительно в случае длительной остановки Нусельского моста.
В долгосрочной перспективе от станции Страшницка должна выделиться вилка A2, которая пойдёт сначала южным, а потом восточным направлением до Гостиварского вокзала.
(это моё поздравление питерцев с новым годом.
сильно не ругайте, русский может немного страдать из-за того что мы уже празднуем)