Названия станций на путевых стенах
Добавлено: 13 фев 2010, 04:21
Рано или поздно такая тема должна была появиться на форуме.
В свете последних событий явственно видна опасность потерять эту деталь оформления станций. Как бы к ней ни относиться с практической точки зрения, но её художественная неповторимость - несомненна, что вынуждает принять меры для сохранения (в худшем случае развития событий) хотя бы памяти о ней.
Сразу же оговорюсь, что название станций на путевых стенах я считаю частью прежде всего архитектурного облика станций, именно поэтому тему создаю в этом форуме, а не в "Информационном пространстве и дизайне". Кстати, не случайно перед созданием этой темы я провёл небольшой "эксперимент" в разделе угадаек-фото. Стопроцентное угадывание станций по одной-единственной букве названия показало мне, что я близок к истине.
Но перед началом разговора предлагаю ещё и порассуждать на тему практического назначения этой детали оформления. Моя позиция тут сводится к следующему:
Название станций на путевой стене пришло в метрополитен, вероятнее всего, с железной дороги. Однако же, условия тут резко различны. Во-первых, компоновка вагона жд. предполагает размещение большинства пассажиров таким образом, дабы обеспечить им вид из окна вагона (и практическая значимость названия станции на платформе тут совершенно ясна), в метро же ситуация обратная. Во-вторых, на жд. весьма уместно название станции для потенциальных пассажиров, подходящих к платформе по земле (скажем, заблудился в лесу, выбрался к жд. платформе, тут же можно сориентироваться). В метро и эта ситуация невозможна.
Так, может быть, вообще название станции на путевой стене в метро - лишь дань традиции? Думается, всё же нет. Одно из важнейших, по моему представлению, его назначений - обеспечить чёткую ассоциативную связь между внешним видом станции и её названием. Это актуально прежде всего для пассажиров, выходящих из поезда (или садящихся в поезд) на данной станции (безразлично, для выхода или для пересадки).
Теперь попробуем проследить череду названий станций на путевых стенах как в историческом плане, так и в зависимости от конструкций и архитектуры самих станций.
(По традиции, прошу прощения за не слишком качественные фото - ну, не мастер я по этому делу... Впрочем, надеюсь на появление в этой теме фотографий лучшего качества)
Из "массовых" шрифтов названий в нашем метро применяются две категории. Во-первых, шрифт с засечками, имеющийся на станциях первых пусков (вплоть до первой очереди МПЛ, исключая "Парк победы") и испытавший второе рождение на некоторых станциях последних десятилетий
Вторая "категория" - это рубленный узкий шрифт, впервые появившийся, видимо, на второй очереди МПЛ (проверить сейчас это непросто, ибо первоначальных названий не сохранилось ни на одной из этих станций)и далее получивший большое распространение (Василеостровская, Выборгская, Лесная, Академическая, Проспект Ветеранов, Гражданский проспект, Удельная, Улица Дыбенко, Крестовский остров, а также наземные станции)
Следует обратить внимание на некоторые "пограничные" случаи, когда, при общей близости к "базовому" варианту шрифта, отмечаются отличие по какому-нибудь параметру:
Площадь Александра Невского (чёрный цвет). Аналогично - кажется, Елизаровская. Также, было на Горьковской (в прошлом, увы).
Московская. Отличие в шрифте хорошо видно, если обратить внимание на букву "В".
Торец Парка Победы (на боковых стенах ЦЗ название станции там, как известно отсутствует).
В свете последних событий явственно видна опасность потерять эту деталь оформления станций. Как бы к ней ни относиться с практической точки зрения, но её художественная неповторимость - несомненна, что вынуждает принять меры для сохранения (в худшем случае развития событий) хотя бы памяти о ней.
Сразу же оговорюсь, что название станций на путевых стенах я считаю частью прежде всего архитектурного облика станций, именно поэтому тему создаю в этом форуме, а не в "Информационном пространстве и дизайне". Кстати, не случайно перед созданием этой темы я провёл небольшой "эксперимент" в разделе угадаек-фото. Стопроцентное угадывание станций по одной-единственной букве названия показало мне, что я близок к истине.
Но перед началом разговора предлагаю ещё и порассуждать на тему практического назначения этой детали оформления. Моя позиция тут сводится к следующему:
Название станций на путевой стене пришло в метрополитен, вероятнее всего, с железной дороги. Однако же, условия тут резко различны. Во-первых, компоновка вагона жд. предполагает размещение большинства пассажиров таким образом, дабы обеспечить им вид из окна вагона (и практическая значимость названия станции на платформе тут совершенно ясна), в метро же ситуация обратная. Во-вторых, на жд. весьма уместно название станции для потенциальных пассажиров, подходящих к платформе по земле (скажем, заблудился в лесу, выбрался к жд. платформе, тут же можно сориентироваться). В метро и эта ситуация невозможна.
Так, может быть, вообще название станции на путевой стене в метро - лишь дань традиции? Думается, всё же нет. Одно из важнейших, по моему представлению, его назначений - обеспечить чёткую ассоциативную связь между внешним видом станции и её названием. Это актуально прежде всего для пассажиров, выходящих из поезда (или садящихся в поезд) на данной станции (безразлично, для выхода или для пересадки).
Теперь попробуем проследить череду названий станций на путевых стенах как в историческом плане, так и в зависимости от конструкций и архитектуры самих станций.
(По традиции, прошу прощения за не слишком качественные фото - ну, не мастер я по этому делу... Впрочем, надеюсь на появление в этой теме фотографий лучшего качества)
Из "массовых" шрифтов названий в нашем метро применяются две категории. Во-первых, шрифт с засечками, имеющийся на станциях первых пусков (вплоть до первой очереди МПЛ, исключая "Парк победы") и испытавший второе рождение на некоторых станциях последних десятилетий
Вторая "категория" - это рубленный узкий шрифт, впервые появившийся, видимо, на второй очереди МПЛ (проверить сейчас это непросто, ибо первоначальных названий не сохранилось ни на одной из этих станций)и далее получивший большое распространение (Василеостровская, Выборгская, Лесная, Академическая, Проспект Ветеранов, Гражданский проспект, Удельная, Улица Дыбенко, Крестовский остров, а также наземные станции)
Следует обратить внимание на некоторые "пограничные" случаи, когда, при общей близости к "базовому" варианту шрифта, отмечаются отличие по какому-нибудь параметру:
Площадь Александра Невского (чёрный цвет). Аналогично - кажется, Елизаровская. Также, было на Горьковской (в прошлом, увы).
Московская. Отличие в шрифте хорошо видно, если обратить внимание на букву "В".
Торец Парка Победы (на боковых стенах ЦЗ название станции там, как известно отсутствует).