Призрак при полном параде
Добавлено: 27 дек 2011, 22:35
Завтрашние СПБведомости
Оцените без комментариев
«Призрак»
при полном параде
Юрий ТРЕФИЛОВ
Сегодня северная столица получит 65-ю станцию метро: в полдень под звуки Гимна Великому городу в исполнении Адмиралтейского оркестра Ленинградской военно-морской базы откроется долгожданная «станция-призрак». «Адмиралтейскую» ждали даже не пятнадцать лет, как сообщает большинство СМИ, а целых полвека.
– В январе 1961 года мы подготовили документацию на строительство станции «Адмиралтейская», которая должна была стать промежуточной между «Гостиным Двором» и «Василеостровской», – рассказал бывший гендиректор института «Ленметрогипротранс» Николай Кулагин. – Но пришлось ограничиться строительством некоторых элементов подземного вестибюля. А на поверхности так и не достигли консенсуса с защитниками исторического центра Ленинграда. Во многом они были правы. Ведь здесь повсюду исторические здания, рядом Дворцовая и Адмиралтейство. При технологиях тех лет гарантировать их сохранность не мог никто.
Город трех революций готовился к 50-летию Октября – и одним из главных подарков к юбилею стала Невско-Василеостровская линия. На ней должно было быть пять станций: «Площадь Александра Невского», «Маяковская», «Гостиный Двор», «Адмиралтейская» и «Василеостровская». Четыре сдали – «Адмиралтейскую» же заморозили до лучших времен. Впрочем, та станция не готова и сейчас – поезда по-прежнему идут от «Гостиного Двора» к «Василеостровской» без остановки. Зато ее обогнала «младшая сестра» – новая «Адмиралтейская», о которой и речь. Она появилась на чертежах двадцать пять лет назад, когда метростроевцы взялись за перегон (4,69 км) «Площадь Александра Невского-2» – «Достоевская» – «Садовая». В 1991-м сдали «Садовую». Следующими, по планам, шли «Адмиралтейская», двухъярусная «Спортивная» и «Чкаловская».
Но треснул по швам Советский Союз, начались проблемы с финансированием. И на волне демократических преобразований все громче зазвучали голоса защитников исторического центра Петербурга. Впрочем, это противостояние во многом помогло метростроевцам – ведь в общественной критике было немало конструктива.
– Мы получили более шестидесяти конкретных предложений относительно «Адмиралтейской», – вспоминает Николай Кулагин. – В том числе и конкретных пожеланий по поводу технического перевооружения «Метростроя», у которого тогда действительно не было нынешних проходческих комплексов, гарантирующих полную безопасность наземных сооружений.
С годами у «Метростроя» появились современные электронные проходческие щиты, не оказывающие вредного влияния на окружающую среду. И поэтому подземщикам удалось получить разрешение на строительство наклонного хода и наземного вестибюля «Адмиралтейской».
И тем не менее проблем хватало. Подземщики закачали под соседние здания и сооружения сотни кубометров цементного раствора, укрепив старые фундаменты и обеспечив долговечность этим строениям. Мало того – построили дополнительную стену прилегающего к «Адмиралтейской» дома и утеплили его.
Напомним, что постановлением правительства Петербурга для обеспечения строительно-монтажных работ на «Адмиралтейской» предписывалось расселить жильцов трех зданий, которые планировалось снести с последующим их восстановлением. Но благодаря новым методикам строительства и эффективным технологиям подземщикам удалось вписать стройучасток на территории лишь одного дома.
– Многочисленные материалы 50-летней эпопеи этой станции, которую «посадили» на углу Малой Морской улицы и Кирпичного переулка, я теперь выставляю в музее «Ленметрогипротранса», – рассказал Николай Кулагин. – В недалеком будущем, не сомневаюсь, эта «Адмиралтейская» фиолетовой линии будет переходом соединена с «Адмиралтейской-2» Невско-Василеостровской линии.
Две «Адмиралтейские» разделяет лишь несколько десятков метров – новая готовая станция залегает под старой недостроенной. Однако сделать переход совсем непросто – его нужно прокладывать под двумя линиями метрополитена. Технически это совсем непростая задача.
Напомним, что перегон «Садовая» – «Cпортивная» длиной более трех километров без промежуточной станции «Адмиралтейская» эксплуатировался с 15 сентября 1997 года. Подобной длины подземные перегоны – исключение из правил, однако 14 с лишним лет скоростные поезда здесь ходили без сбоев, а недостроенный зал «Адмиралтейской» лишь вносил разнообразие в темный пейзаж за окном.
В последние дни 2011-го здесь уже работают все службы метрополитена, а поезда замедляют тут ход почти до нулевой скорости – чтобы машинисты привыкали к остановке. Но сегодня наконец поезда будут останавливаться по-настоящему, а пассажиры смогут выйти наверх – прямо на Малую Морскую в двух шагах от Невского.
За счет инвестора торгово-развлекательного центра, который возведен на месте снесенного дома постройки 1947 года, город сэкономил около 300 миллионов рублей. В новом здании, фасады которого повторяют старый дом, вписан 10-метровой высоты наземный вестибюль «Адмиралтейской», художественно оформленный в военно-морском духе.
Красочным получился и подземный адмиральский зал новой станции: золото и смальта, белоснежный мрамор и черный полированный гранит... Здесь и мозаичное панно с Петром I, и галерея славы великих флотоводцев, и барельефы героических первооткрывателей Антарктиды...
Уже в первые дни работы ее ждет серьезное испытание: в Новый год метро будет работать почти всю ночь, и на новую станцию наверняка выпадет самая большая нагрузка.
Оцените без комментариев
«Призрак»
при полном параде
Юрий ТРЕФИЛОВ
Сегодня северная столица получит 65-ю станцию метро: в полдень под звуки Гимна Великому городу в исполнении Адмиралтейского оркестра Ленинградской военно-морской базы откроется долгожданная «станция-призрак». «Адмиралтейскую» ждали даже не пятнадцать лет, как сообщает большинство СМИ, а целых полвека.
– В январе 1961 года мы подготовили документацию на строительство станции «Адмиралтейская», которая должна была стать промежуточной между «Гостиным Двором» и «Василеостровской», – рассказал бывший гендиректор института «Ленметрогипротранс» Николай Кулагин. – Но пришлось ограничиться строительством некоторых элементов подземного вестибюля. А на поверхности так и не достигли консенсуса с защитниками исторического центра Ленинграда. Во многом они были правы. Ведь здесь повсюду исторические здания, рядом Дворцовая и Адмиралтейство. При технологиях тех лет гарантировать их сохранность не мог никто.
Город трех революций готовился к 50-летию Октября – и одним из главных подарков к юбилею стала Невско-Василеостровская линия. На ней должно было быть пять станций: «Площадь Александра Невского», «Маяковская», «Гостиный Двор», «Адмиралтейская» и «Василеостровская». Четыре сдали – «Адмиралтейскую» же заморозили до лучших времен. Впрочем, та станция не готова и сейчас – поезда по-прежнему идут от «Гостиного Двора» к «Василеостровской» без остановки. Зато ее обогнала «младшая сестра» – новая «Адмиралтейская», о которой и речь. Она появилась на чертежах двадцать пять лет назад, когда метростроевцы взялись за перегон (4,69 км) «Площадь Александра Невского-2» – «Достоевская» – «Садовая». В 1991-м сдали «Садовую». Следующими, по планам, шли «Адмиралтейская», двухъярусная «Спортивная» и «Чкаловская».
Но треснул по швам Советский Союз, начались проблемы с финансированием. И на волне демократических преобразований все громче зазвучали голоса защитников исторического центра Петербурга. Впрочем, это противостояние во многом помогло метростроевцам – ведь в общественной критике было немало конструктива.
– Мы получили более шестидесяти конкретных предложений относительно «Адмиралтейской», – вспоминает Николай Кулагин. – В том числе и конкретных пожеланий по поводу технического перевооружения «Метростроя», у которого тогда действительно не было нынешних проходческих комплексов, гарантирующих полную безопасность наземных сооружений.
С годами у «Метростроя» появились современные электронные проходческие щиты, не оказывающие вредного влияния на окружающую среду. И поэтому подземщикам удалось получить разрешение на строительство наклонного хода и наземного вестибюля «Адмиралтейской».
И тем не менее проблем хватало. Подземщики закачали под соседние здания и сооружения сотни кубометров цементного раствора, укрепив старые фундаменты и обеспечив долговечность этим строениям. Мало того – построили дополнительную стену прилегающего к «Адмиралтейской» дома и утеплили его.
Напомним, что постановлением правительства Петербурга для обеспечения строительно-монтажных работ на «Адмиралтейской» предписывалось расселить жильцов трех зданий, которые планировалось снести с последующим их восстановлением. Но благодаря новым методикам строительства и эффективным технологиям подземщикам удалось вписать стройучасток на территории лишь одного дома.
– Многочисленные материалы 50-летней эпопеи этой станции, которую «посадили» на углу Малой Морской улицы и Кирпичного переулка, я теперь выставляю в музее «Ленметрогипротранса», – рассказал Николай Кулагин. – В недалеком будущем, не сомневаюсь, эта «Адмиралтейская» фиолетовой линии будет переходом соединена с «Адмиралтейской-2» Невско-Василеостровской линии.

Две «Адмиралтейские» разделяет лишь несколько десятков метров – новая готовая станция залегает под старой недостроенной. Однако сделать переход совсем непросто – его нужно прокладывать под двумя линиями метрополитена. Технически это совсем непростая задача.

Напомним, что перегон «Садовая» – «Cпортивная» длиной более трех километров без промежуточной станции «Адмиралтейская» эксплуатировался с 15 сентября 1997 года. Подобной длины подземные перегоны – исключение из правил, однако 14 с лишним лет скоростные поезда здесь ходили без сбоев, а недостроенный зал «Адмиралтейской» лишь вносил разнообразие в темный пейзаж за окном.
В последние дни 2011-го здесь уже работают все службы метрополитена, а поезда замедляют тут ход почти до нулевой скорости – чтобы машинисты привыкали к остановке. Но сегодня наконец поезда будут останавливаться по-настоящему, а пассажиры смогут выйти наверх – прямо на Малую Морскую в двух шагах от Невского.
За счет инвестора торгово-развлекательного центра, который возведен на месте снесенного дома постройки 1947 года, город сэкономил около 300 миллионов рублей. В новом здании, фасады которого повторяют старый дом, вписан 10-метровой высоты наземный вестибюль «Адмиралтейской», художественно оформленный в военно-морском духе.
Красочным получился и подземный адмиральский зал новой станции: золото и смальта, белоснежный мрамор и черный полированный гранит... Здесь и мозаичное панно с Петром I, и галерея славы великих флотоводцев, и барельефы героических первооткрывателей Антарктиды...
Уже в первые дни работы ее ждет серьезное испытание: в Новый год метро будет работать почти всю ночь, и на новую станцию наверняка выпадет самая большая нагрузка.