Страница 1 из 1

Взбесившийся поезд пролетел по метро - фонтанка.ру

Добавлено: 13 апр 2012, 15:48
kaskad
Взбесившийся поезд пролетел по метро
Переполненный поезд несется по тоннелю метро с неработающими тормозами. Диспетчер отключает напряжение, но состав по инерции продолжает движение вниз-вверх, в горку и под горку, развивая огромную скорость, – рельеф перегона неровный. Это не сюжет фильма-катастрофы – это реальный случай, который, как стало известно «Фонтанке», произошел в петербургском метро 10 февраля.

Сбой в работе метрополитена, который произошел пятничным вечером 10 февраля, взволновал горожан – тогда из-за поломки поезда на «Петроградской» работы второй, «синей» линии была парализована практически на час. Как следует из протокола разбора этого случая руководством ГУП «Петербургский метрополитен» (копия есть в распоряжении «Фонтанки»), в результате этого происшествия все станции ветки закрывались на срок от 15 до 46 минут, а перерыв движения по перегону «Черная речка» – «Пионерская» составил 50 минут.

В метрополитене утверждали тогда, что задержка произошла из-за сломавшегося состава, который просто очень медленно шел от «Петроградской» в тупик на «Удельной». Однако, как выяснила «Фонтанка», речь шла об экстраординарном случае, который мог бы стать сценарием для голливудского фильма-катастрофы и чудом не стал трагедией.

Хотя начиналось все вполне банально: около 18.23 поезд, который следовал с «Горьковской», остановился на «Петроградской» в метре от знака «Остановка первого вагона». Для того, чтобы открыть двери, машинист должен был подтянуть состав к этому знаку, что он и сделал, а затем затормозил.

И вот тут-то и произошел первый сбой: для того, чтобы остановить состав, машинист нажал на так называемый «вентиль №1», который подает воздух в пневматические тормоза. В 99,99% похожих случаев после того, как машинист убирает палец с кнопки, система выпускает воздух из тормозов. Однако вечером 10 февраля этого не произошло, и, говоря простым языком, кнопка «запала»: как позже установила проверка, она была старой, со сколом, а контакты – подгоревшими. В итоге, когда пассажиры зашли в вагоны, то поезд, едва тронувшись, тут же остановился – в тормозных цилиндрах сохранялось давление.

Через пять минут (в 18.28) на подмогу своему коллеге пришел машинист-инструктор – своего рода бригадир машинистов, их наставник. Ему также не удалось избавиться от давления в тормозных цилиндрах, после чего он принял решение, которое даже в сухом протоколе совещания под руководством главы петербургского метрополитена названо «авантюрным, граничащим с преступлением»: машинист-инструктор отключил во всех вагонах воздухораспределители – ключевой элемент пневматических тормозов, без которого они просто не работают.

Как рассказал «Фонтанке» источник, близкий к службе подвижного состава, «когда мы узнали, что были отключены все воздухораспределители, челюсти реально отпали, и дар речи на некоторое время был потерян». В нормальной ситуации, если по каким-то причинам машинист выводит из работы хотя бы один воздухораспределитель, то все пассажиры высаживаются из вагонов. Здесь же никто людей высаживать не стал, а затем была соверена еще одна роковая ошибка.

Дело в том, что при отключении воздухораспределителей и других систем, машинисты случайно отключили и основное управление, и поехать смогли только на резервном. А резервное управление, по словам собеседников «Фонтанки», исключает возможность использования электрических тормозов. То есть в тот момент, когда переполненный состав пошел в тоннель, у него не работали ни пневматические, ни электрические тормоза. Оставался только стояночный тормоз – в автомобиле его аналогом является «ручник», – однако остановить движущийся состав им невозможно.

Таким образом, по перегону «Петроградская» – «Черная речка» несся уже неуправляемый поезд. Трудно представить, что в этот момент творилось в кабине, но пассажиры, скорее всего, еще не чувствовали ничего странного – со всеми бывали случаи, когда поезд по техническим причинам стоял в тоннелях и пять, и десять минут. Неладное они, наверняка, почувствовали через несколько минут, когда он пролетел «Черную речку» без остановки и на огромной скорости. На платформе мелькнули удивленные люди – и взбесившийся состав помчался дальше.

На следующем перегоне («Черная речка» – «Пионерская») состав превысил разрешенную скорость в 60 км/ч, и стало понятно, что еще немного и случится страшнейшая катастрофа. Как замечает источник «Фонтанки», «на таких огромных скоростях чугунные тюбинги, которыми обделан тоннель, превращаются в один огромный напильник. Выскочи с колеи хотя бы одна тележка, и кровавого месива не избежать». В этот момент диспетчер, который наблюдал за поездом из пункта управления движением, принял решение снять напряжение с контактного рельса в данном перегоне, и поезд перестал набирать скорость.

Однако на этом страшное приключение состава не закончилось: по инерции он продолжил движение в тоннеле. Здесь нужно учесть, что в метрополитене пути проложены отнюдь не прямой: при подходе к станции они поднимаются наверх, при уходе на перегон – спускаются вниз. Поэтому, взобравшись на своеобразную горку, состав пошел в обратном направлении, опять набирая скорость – общий вес шестивагонного состава составляет около 300 тонн. Пытаясь хоть как-то остановить этот маятник, машинист и машинист-инструктор стали дергать стояночные тормоза, однако они не предназначены для такого экстремального использования. Отсюда возник запах гари и дым, о которых «Фонтанке» сообщали читатели: по всей видимости, его источником были тормозные колодки.

Опять поднявшись наверх и приблизившись к «Черной речке», поезд снова понесся вниз, обратно, в сторону «Пионерской». Этот аттракцион повторился два раза: как написано в протоколе, поезд наконец остановился после «трехкратного скатывания». Три раза состав катался по перегону – туда-обратно, туда-обратно, туда-обратно.

И на этом история не закончилась: машинисты не стали ждать вспомогательного поезда, а стали бегать по вагонам и включать воздухораспределители. Но по непонятным причинам только два из шести, что является нарушением всех инструкций: по действующим нормативам, состав может двигаться самостоятельно только в том случае, если у него не менее 50% работающих тормозов. Несмотря на это, поезд пошел к «Пионерской», где каким-то чудом остановился. Перепуганные пассажиры вышли из вагонов, а состав отправили в тупик на «Удельной».

Как следует из оказавшегося в распоряжении «Фонтанки» протокола рассмотрения разбора этого случая, машинист и машинист-инструктор больше не водят составов: «они были переведены по собственному желанию на другую работу, не связанную с движением поездов». Кроме того, в течение всего 2012 года все машинисты-инструкторы должны посетить специальные практические занятия по действиям при неисправности подвижного состава. Только непонятно, смогут ли они чем-то помочь, если совершаются такие элементарные ошибки.

Отметим также, что в Уголовном кодексе есть статья 263 – «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта». Однако работников прокуратуры этот случай со взбесившимся поездов и американскими горками в тоннеле, кажется, не заинтересовал.

Фото протокола:
http://www.fontanka.ru/mm/items/2012/4/13/0047/001.jpg
http://www.fontanka.ru/mm/items/2012/4/13/0045/002.jpg
http://www.fontanka.ru/mm/items/2012/4/13/0045/002.jpg


http://www.fontanka.ru/2012/04/13/126/

Re: Взбесившийся поезд пролетел по метро - фонтанка.ру

Добавлено: 13 апр 2012, 16:30
Metroschemes
Статья нужная, хоть и запоздала на 2 месяца, доставляют только "ужасные" скорости в 60 км/ч и кровавое месиво из-за сошедшей с рельс тележки. Не дай Бог, конечно, но подобные случаи были в Москве, например, кровавого месива замечено не было...

Re: Взбесившийся поезд пролетел по метро - фонтанка.ру

Добавлено: 13 апр 2012, 16:48
Ivan_Ozerki
Фонтанка.ру - слоупоки.
И протокол у них левый какой-то. Они бы еще фамилию Гарюгина затерли :)

Re: Взбесившийся поезд пролетел по метро - фонтанка.ру

Добавлено: 13 апр 2012, 20:12
Alex Gleys
Нормальный протокол - он уже давно гуляет по интернету, еще с конца февраля-начала марта, странно, что он только сейчас дошел до Фонтанки.
По делу - молодцы, конечно, ребята, ничего не скажешь...

Re: Взбесившийся поезд пролетел по метро - фонтанка.ру

Добавлено: 13 апр 2012, 23:01
magnum
Фонтанка.Ру похоже подготовила статью на основе вот этого топика: viewtopic.php?f=13&t=7364

Re: Взбесившийся поезд пролетел по метро - фонтанка.ру

Добавлено: 14 апр 2012, 05:59
wld
Фонтанка в очередной раз тихо "повзаимствовала" информацию, даже не оставив ссылки на первоисточник.
Про 60км\ч бред, там ограничение на 70км\ч. 60 на невском и парнасе. Комменты на фонтанке жгут, большего бреда в жизни не читал. Статью же писал, технически безграмотный человек.

Re: Взбесившийся поезд пролетел по метро - фонтанка.ру

Добавлено: 14 апр 2012, 12:59
Svyaznoy
Коментарии точно жгут :) Особенно понтравился "Шатлы тоже падают..." :D :lol: :ROFL:

Re: Взбесившийся поезд пролетел по метро - фонтанка.ру

Добавлено: 14 апр 2012, 17:22
andreev
Комментарии на Фонтанке можно в принципе не читать. Уровень профессионализма там у каждого "комментатора" запредельный. Столько бреда понаписали, лапши на год вперёд хватит!

Re: Взбесившийся поезд пролетел по метро - фонтанка.ру

Добавлено: 14 апр 2012, 19:02
Florstein
А автор, похоже, и задался целью написать фельетон, видимо не понимая, что это неудачный предмет для шуток.

Re: Взбесившийся поезд пролетел по метро - фонтанка.ру

Добавлено: 15 апр 2012, 07:29
alex78rus
Автор видимо посмотрел документальный фильм про аварию на железной дороге во франции (вот здесь можно посмотреть этот фильм http://rutube.ru/tracks/861843.html) сюжет один в один, и тормоза, и распределители, и скорость и т.п. единственное отличие там поезд влетел в поезд стоявший под посадкой на станции, и была заморочка с автоматикой управления стрелками и диспетчером.
т.е. тупо переписан сюжет фильма слегка изменив концовку и место действия

Re: Взбесившийся поезд пролетел по метро - фонтанка.ру

Добавлено: 15 апр 2012, 17:37
alf