Чем дышит "Василеостровская"
Добавлено: 22 май 2012, 15:56
Статья в сегодняшних Санкт-Петербургских ведомостях про 403 шахту.
Вчера на зеленой линии подземки была окончательно ликвидирована аварийная ситуация, возникшая в конце прошлой недели. Течи в бывшей вентиляционной шахте у станции «Василеостровская», мешавшие проезду поездов, прекратились. Никаких инноваций при этом метростроевцы не применяли – проблемную шахту в авральном режиме просто-напросто забетонировали.
Нештатную ситуацию на бывшей шахте № 403, построенной полвека назад, специалисты тоннельных сооружений Петербургского метрополитена выявили еще год назад. Чугунные тюбинги вентиляционного ствола, как говорится, потекли. Поначалу это вовсе не угрожало движению поездов, так как вода уходила, как и положено в таких случаях, в дренажный лоток, откуда она перекачивается насосами в канализацию. Тем не менее проектировщики подготовили соответствующую документацию на реконструкцию поврежденного временем участка. Документацию и смету отправили на экспертизу...
Но пока считали, во что обойдутся намечаемые работы, тюбинги под давлением грунтов разошлись, уже не сдерживая больше сдобренную водой глину. Метрополитеновцы обнаружили это в прошлый четверг и пригласили на помощь специалистов «Метростроя». В депо «Автово» быстро сформировали грузовой состав, который помчался к «Василеостровской».
При этом движение пассажирских поездов не закрывали. На перегоне к «Гостиному двору» работал один тоннель, по которому экспрессы шли по реверсному принципу. Встречные поезда ждали друг друга либо у «Василеостровской», либо у «Гостиного», затем каждый продолжал движение уже по своему тоннелю. Пассажирам, как обычно, об этом не сообщали.
Уже в пятницу движение в обычном режиме было восстановлено, а к понедельнику метростроевцы завершили работы, забетонировав вентиляционный ствол. Течи прекратились, а вот относительно дальнейшей судьбы вентиляционной шахты пока остаются только прожекты.
Ликвидаторы аварийной ситуации сообщили, что «Василеостровская» тем не менее без кислорода не останется. Здесь достаточно другого оборудования и страхующих стволов, подающих в тоннели свежий воздух. Но и забетонированную шахту, возможно, придется восстанавливать.
– Нам проще пробурить новый вентиляционный ствол, чем реконструировать прежний 49-летней давности, – сообщили специалисты «Метростроя». – Новое строительство с современными технологиями и материалами дешевле, нежели реконструкция. Только вопрос, найдет ли город место для новой шахты?
Кстати, и с нынешним участком земли, где находится вентиляционный ствол, могут возникнуть проблемы. Ведь он был прописан на территории Академии транспорта и тыла. Сейчас здесь новый хозяин – Санкт-Петербургский университет, так что придется с этим считаться.
Напомним, что у метростроевцев хватает опыта в ликвидации аварийных ситуаций. Конечно, самой опасной была ситуация под «Площадью Мужества», где в 1995 году стихия надолго разорвала Кировско-Выборгскую линию. И лишь в новом тысячелетии вместо аварийного участка с помощью современного горно-проходческого комплекса удалось проложить новые, более надежные и долговечные тоннели.
Но и при сооружении первой очереди Невско-Василеостровской линии пришлось преодолеть немало трудностей. И дело не в плывунах, валунах и так называемых подречных участках. К этому уже привыкли. Новая магистраль пробивалась рядом с действующими трассами. А ведь слой кембрийской породы, в которой можно прокладывать тоннель, весьма ограничен.
Потребовались исключительная осторожность, точнейшие расчеты, чтобы избежать неприятных осложнений. К работе привлекли ученых. На кафедре ЛИИЖТа под руководством профессора Юрия Лиманова создавали модели из эквивалентных материалов, пересмотрели десятки вариантов проходки, прежде чем найти самый верный.
Трудную задачу пришлось решать у «Гостиного двора», где новая линия очень близко проходит над действующей Московско-Петроградской веткой и под наклонным ходом станции «Невский проспект». А на «Маяковской» перегонные тоннели скрещивались со станционными тоннелями «Площади Восстания». Здесь возводили специальные железобетонные мосты в действующих тоннелях. При этом движение поездов на соседнем участке не прерывалось.
– А какая аварийная ситуация сложилась в июне 1968 года на 409-й шахте, что была на улице Крупской! – вспоминают ветераны. – Сотни кубометров разжиженной породы ворвались в тоннель. Перемычки из бревен, досок, мешков с песком трещали как спичечная коробка. Весь город пришел на помощь подземщикам. Плывун приближался к вентиляционному ходу, соединившему оба тоннеля. Соорудили кессонную камеру, чтобы отжимать разбушевавшуюся породу воздухом, подаваемым под давлением в несколько атмосфер. Двенадцать дней и ночей длился этот поединок, который отбросил нас на полгода от пускового графика. И тем не менее 21 декабря 1970 года «Ломоносовская» вошла в строй... Так что и с «Василеостровской» разберемся. И со вторым выходом из нее, если нам доверят.