Выбор типа станции
Модератор: Nomernoy
-
- Сообщения: 231
- Зарегистрирован: 25 сен 2013, 20:26
- Станция метро: -------
Выбор типа станции
Здравствуйте!
Поискал на форуме, вроде не нашел такой темы, решил задать вопрос публично, вдруг еще кто-то что-то узнает для себя.
Ситуация со станциями глубокого заложения в принципе понятна. Пока что мен больше интересуют два типа станции мелкого заложения - односводчатая и колонная с, простите за непрофессиональную терминологию, "плоским потолком". От чего зависит выбор первого или второго вариантов? Насколько я могу судить по Москве, строят и так, и так, в чем же дело?
Поискал на форуме, вроде не нашел такой темы, решил задать вопрос публично, вдруг еще кто-то что-то узнает для себя.
Ситуация со станциями глубокого заложения в принципе понятна. Пока что мен больше интересуют два типа станции мелкого заложения - односводчатая и колонная с, простите за непрофессиональную терминологию, "плоским потолком". От чего зависит выбор первого или второго вариантов? Насколько я могу судить по Москве, строят и так, и так, в чем же дело?
-
- Сообщения: 55
- Зарегистрирован: 26 мар 2005, 01:13
- Откуда: Лиепая
Re: Выбор типа станции
Значит, объясняем сначала.
Всего существуют два общих вида подземных станций - глубокого заложения и неглубокого (по-петербургски), или мелкого (по-московски), заложения.
Вторые - это максимум до 20 метров глубины до головки рельсов. Строятся открытым способом, в яме.
Первые - это хоть все 150 метров глубины и глубже (но пока самая глубокая в мире - это 105 метров Арсенальная в Киеве). Строятся закрытым (горным) способом, через шахты.
Вторые, неглубокого заложения бывают:
Односводчатые - Харьковского типа (монолитные), Московского типа (с опорой на стену в грунте), Минского типа (из Г-образных сборных конструкций)
Однопролётные - с балочным сборным или монолитным перекрытием
Колонные - двухпролётные, трёхпролётные, четырёхпролетные (и сколькохочешьпролётные). Они как правило имеют сборный ПЛОСКИЙ потолок, изредка вместо балок используются монолитные конструкции, которые могут быть и неплоскими. В последнее время их делают почти всегда монолитными, но всё равно как правило это плоский потолок.
Первые, глубокого заложения бывают:
Односводчатые - Ленинградского типа, Тбилисского типа
Пилонные - всегда с круглыми сводами, поскольку представляют собой три круглых тоннеля рядом
Колонные - всегда с круглыми сводами, поскольку представляют собой три круглых тоннеля пересекающихся. Бывают Московского типа и Ленинградского типа (и несколько ранних нетиповых конструкций - Маяковская, Курская, Павелецкая, Комсомольская).
Теперь о том, что вы спрашиваете. Ваш вопрос относится к станциям мелкого заложения. В Москве в последнее время строят (строили) односводчатые мелкие станции Харьковского типа и колонные двухпролётные и трёхпролётные монолитные.
Единственная колонная станция с не-плоским потолком за последние годы в Москве была Волоколамская. Глубокие односводчатые станции в Москве... всего одна Тимирязевская (Ленинградского типа). Мелкие не Харьковского типа в Москве были Библиотека (вообще горным способом строили), Аэропорт и всё. Потом был период, начиная со Сходненской и заканчивая Крылатским, когда строили московские односводы. С тех пор строят исключительно Харьковские односводы, как наиболее простую и богатую на декоративные возможности конструкцию.
Выбор между колонной и односводчатой при мелком заложении линии зависит исключительно от каприза архитекторов. (По поводу себестоимсоти мне трудно сказать.) Мне известно, что в ближайшее время односводов в Москве строить не планируется, будут колонные трёхпролётные и много двухпролётных, каких в Москве до сих пор было мало. Колонные станции строить проще. Выбор между однопролётной и многопролётной зависит от глубины заложения; на имеющихся однопролётных она символическая, поскольку несущая способность плоского широкого пролёта, не подпёртого колоннами, невысока.
В Петербурге односводы в ближайшие годы строить не будут потому, что, к сожалению, утеряна технология. Пилонные строить проще и дешевле, чем колонные станции, вот будут преимущественно строиться пилонные. Тоже самое и в Москве - из станций глубокого заложения в основном будут строиться пилонные.
Похоже, я ответил больше и немного не на то, что вы спрашивали, извините, если ответ вас не удовлетворил.
Всего существуют два общих вида подземных станций - глубокого заложения и неглубокого (по-петербургски), или мелкого (по-московски), заложения.
Вторые - это максимум до 20 метров глубины до головки рельсов. Строятся открытым способом, в яме.
Первые - это хоть все 150 метров глубины и глубже (но пока самая глубокая в мире - это 105 метров Арсенальная в Киеве). Строятся закрытым (горным) способом, через шахты.
Вторые, неглубокого заложения бывают:
Односводчатые - Харьковского типа (монолитные), Московского типа (с опорой на стену в грунте), Минского типа (из Г-образных сборных конструкций)
Однопролётные - с балочным сборным или монолитным перекрытием
Колонные - двухпролётные, трёхпролётные, четырёхпролетные (и сколькохочешьпролётные). Они как правило имеют сборный ПЛОСКИЙ потолок, изредка вместо балок используются монолитные конструкции, которые могут быть и неплоскими. В последнее время их делают почти всегда монолитными, но всё равно как правило это плоский потолок.
Первые, глубокого заложения бывают:
Односводчатые - Ленинградского типа, Тбилисского типа
Пилонные - всегда с круглыми сводами, поскольку представляют собой три круглых тоннеля рядом
Колонные - всегда с круглыми сводами, поскольку представляют собой три круглых тоннеля пересекающихся. Бывают Московского типа и Ленинградского типа (и несколько ранних нетиповых конструкций - Маяковская, Курская, Павелецкая, Комсомольская).
Теперь о том, что вы спрашиваете. Ваш вопрос относится к станциям мелкого заложения. В Москве в последнее время строят (строили) односводчатые мелкие станции Харьковского типа и колонные двухпролётные и трёхпролётные монолитные.
Единственная колонная станция с не-плоским потолком за последние годы в Москве была Волоколамская. Глубокие односводчатые станции в Москве... всего одна Тимирязевская (Ленинградского типа). Мелкие не Харьковского типа в Москве были Библиотека (вообще горным способом строили), Аэропорт и всё. Потом был период, начиная со Сходненской и заканчивая Крылатским, когда строили московские односводы. С тех пор строят исключительно Харьковские односводы, как наиболее простую и богатую на декоративные возможности конструкцию.
Выбор между колонной и односводчатой при мелком заложении линии зависит исключительно от каприза архитекторов. (По поводу себестоимсоти мне трудно сказать.) Мне известно, что в ближайшее время односводов в Москве строить не планируется, будут колонные трёхпролётные и много двухпролётных, каких в Москве до сих пор было мало. Колонные станции строить проще. Выбор между однопролётной и многопролётной зависит от глубины заложения; на имеющихся однопролётных она символическая, поскольку несущая способность плоского широкого пролёта, не подпёртого колоннами, невысока.
В Петербурге односводы в ближайшие годы строить не будут потому, что, к сожалению, утеряна технология. Пилонные строить проще и дешевле, чем колонные станции, вот будут преимущественно строиться пилонные. Тоже самое и в Москве - из станций глубокого заложения в основном будут строиться пилонные.
Похоже, я ответил больше и немного не на то, что вы спрашивали, извините, если ответ вас не удовлетворил.
-
- Сообщения: 231
- Зарегистрирован: 25 сен 2013, 20:26
- Станция метро: -------
Re: Выбор типа станции
Ярополк, спасибо большое за большой ответ! Про глубокое заложение я вроде достаточно знаю, т.е., что есть пилонные, колонные и односводы (ну и вариации на темы этих станций). И что раньше, когда строили односводы, похоже, что колонные строили там, где надо было путевое развитие "продвинутое" - "ленинградский пятистрелочник" (это я его так называю).
А вот с мелким как-то вдруг стало непонятно. Поскольку на Вики написано, что якобы односвод дешевле колонника, и вроде бы да, построено много односводов в последнее время в Москве. Но тут вдруг новые станции планируются колонниками трехпролетным. И почему, например, на одной очереди строительства в одном месте должна быть колонная трехпролетная, а в другом - односводчатая.
А вот с мелким как-то вдруг стало непонятно. Поскольку на Вики написано, что якобы односвод дешевле колонника, и вроде бы да, построено много односводов в последнее время в Москве. Но тут вдруг новые станции планируются колонниками трехпролетным. И почему, например, на одной очереди строительства в одном месте должна быть колонная трехпролетная, а в другом - односводчатая.
-
- Сообщения: 55
- Зарегистрирован: 26 мар 2005, 01:13
- Откуда: Лиепая
Re: Выбор типа станции
Нет, колонные строили и строят там, где ожидается большой пассажиропоток - для движения людей на них мало препятствий.
Для "пятистрелочников" как раз колонные менее выгодны, поскольку рсстояние между путевыми тоннелями на них меньше, чем между путевыми тоннелями на пилонной станции. Комплекс пилонной станции шире на несколько метров. (Самые узкие станции в отном отношении - "горизонтальные лифты".) За пилонной станцией можно построить любой "шестистрелочник", не говоря о "пятистрелочнике", который по сути явлется урезанным из экономии "шестистрелочником". Хотя за Комендантским проспектом и Проспектом Просвещения построены стандартные "шестистрелочники".
Для "пятистрелочников" как раз колонные менее выгодны, поскольку рсстояние между путевыми тоннелями на них меньше, чем между путевыми тоннелями на пилонной станции. Комплекс пилонной станции шире на несколько метров. (Самые узкие станции в отном отношении - "горизонтальные лифты".) За пилонной станцией можно построить любой "шестистрелочник", не говоря о "пятистрелочнике", который по сути явлется урезанным из экономии "шестистрелочником". Хотя за Комендантским проспектом и Проспектом Просвещения построены стандартные "шестистрелочники".
-
- Сообщения: 55
- Зарегистрирован: 26 мар 2005, 01:13
- Откуда: Лиепая
Re: Выбор типа станции
Есть ещё одна причина того, что выбор сейчас чаще останавливают на колонных станциях - количество железобетона по понятным причинам на свод требуется больше.
Ещё вот что. В прошлом, с 60-х годов (Первомайская) и до начала 2000-х (бульвар Дмитрия Донского) все мелкие колонные станции были из сборных железобетонных крупногабаритных конструкций, которые изготавливались промышленным способом на заводах. Ныне типовые железобетонные конструкции для станций метро нигде не изготавливается, станции признано более дешёвым заливать на месте из монолитного железобетона. Это относится и к колоннам, и к лотку, и к платформе, и к перекрытиям. Двухпролётные станции с одним рядом колонн - из новых типовых решений, прежде такого типа не было. Все типовые станции были трёхпролётными с одинаковым набором типоразмеров деталей, даже с учётом таких исключений, как Новогиреево, Барабашова и Волгоградского проспекта. Двухпролётные станции как более узкие строятся в тех местах, где ОЧЕНЬ большого пассажиропотока не предвидится.
Наверное, это, наконец, будет правильным ответом на ваш вопрос.
Ещё вот что. В прошлом, с 60-х годов (Первомайская) и до начала 2000-х (бульвар Дмитрия Донского) все мелкие колонные станции были из сборных железобетонных крупногабаритных конструкций, которые изготавливались промышленным способом на заводах. Ныне типовые железобетонные конструкции для станций метро нигде не изготавливается, станции признано более дешёвым заливать на месте из монолитного железобетона. Это относится и к колоннам, и к лотку, и к платформе, и к перекрытиям. Двухпролётные станции с одним рядом колонн - из новых типовых решений, прежде такого типа не было. Все типовые станции были трёхпролётными с одинаковым набором типоразмеров деталей, даже с учётом таких исключений, как Новогиреево, Барабашова и Волгоградского проспекта. Двухпролётные станции как более узкие строятся в тех местах, где ОЧЕНЬ большого пассажиропотока не предвидится.
Наверное, это, наконец, будет правильным ответом на ваш вопрос.
-
- Сообщения: 231
- Зарегистрирован: 25 сен 2013, 20:26
- Станция метро: -------
Re: Выбор типа станции
Да в целом понятно. Но один вопрос все равно висит: а почему при проектировании одной очереди одни станции могут быть колонными мелкого заложения, а другие - односводчатыми мелкого заложения?
И вот еще по поводу станций глубокого заложения: я имел в виду, что одно время строили почти только односводчатые станции, но в этом случае удается разместить только один средний тупик и три стрелки (т.е., два соединения с главными путями). В то же время строились станции колонные ("ул. Дыбенко", "Комендантский проспект", "Проспект Просвещения") там, где требовалось более сложное путевое развитие. И я не понял, почему Вы говорите, что за "Комендантским проспектом" и "Проспектом Просвещения" шестистрелочники. За "Просветом" один I главный путь отклоняется по стрелочному переводу, чтобы между главными путями поместились два тупика. Неужели за "Комендантским проспектом" решили повторить такую гадость (как и на станциях типа "горлифт"), учитывая планы продления линии?
И вот еще по поводу станций глубокого заложения: я имел в виду, что одно время строили почти только односводчатые станции, но в этом случае удается разместить только один средний тупик и три стрелки (т.е., два соединения с главными путями). В то же время строились станции колонные ("ул. Дыбенко", "Комендантский проспект", "Проспект Просвещения") там, где требовалось более сложное путевое развитие. И я не понял, почему Вы говорите, что за "Комендантским проспектом" и "Проспектом Просвещения" шестистрелочники. За "Просветом" один I главный путь отклоняется по стрелочному переводу, чтобы между главными путями поместились два тупика. Неужели за "Комендантским проспектом" решили повторить такую гадость (как и на станциях типа "горлифт"), учитывая планы продления линии?
- vartal
- Сообщения: 1380
- Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 13:58
- id ВКонтакте: 1516993
- Станция метро: -------
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Выбор типа станции
Ну разве они стандартные? Стандартные в том же Петербурге - это Площадь Ленина, Автово, Проспект Ветеранов, Волковская.Ярополк писал(а):Хотя за Комендантским проспектом и Проспектом Просвещения построены стандартные "шестистрелочники".
А в чём эти исключения заключались?Ярополк писал(а):Все типовые станции были трёхпролётными с одинаковым набором типоразмеров деталей, даже с учётом таких исключений, как Новогиреево, Барабашова и Волгоградского проспекта.
Жить - хорошо, а хорошо жить - ещё лучше (©)
- Пумяух**
- Сообщения: 1384
- Зарегистрирован: 18 янв 2012, 21:33
- id ВКонтакте: 6558139
- Станция метро: Крестовский Остров
Re: Выбор типа станции
Ярополк, хорошо бы этот же текст, да с иллюстрациями
-
- Сообщения: 55
- Зарегистрирован: 26 мар 2005, 01:13
- Откуда: Лиепая
Re: Выбор типа станции
С иллюстрациями - это, извините, будет очень хлопотно. У меня все иллюстрации в голове, а в интернете их искать - много времени потребует, которое мне хотелось бы потратить на другие дела.
Про исключения такое дело.
Волгоградский проспект и Рязанский проспект - стандартная сороконожка с суженным средним пролётом, в результате ширина платформы тоже уже, чем на остальных станциях. Вероятно, только 8 метров. Обе станции построены по одинаковому проекту, у них пониженный, плоский центральный пролёт.
Новогиреево - стандартная 26-ножка, шаг колонн увеличен до 7,5 метров.
Акадэмика Барабашова - стандартная 26-ножка, шаг колонн увеличен до 9 метров, колонны V-образные.
(26-ножки и сороконожки различаются типоразмерами железобетонных сборных деталей.)
А ещё существует типовая двухэтажная 26-ножка из сборных конструкций, о об этом типе я совсем забыл.
Ещё существует типовая колонная станция с повышенным потолком - одна в Москве, две в Минске и много в Баку и Ташкенте. Хотя насколько эта конструкция сборная - большой вопрос, подозреваю, что перекрытие у неё монолитное.
Спасибо за поправку по поводу "пяти-" и "шестистрелочников". Заглянул на схему путевого развития и проверил себя. Действительно на Проспекте Просвящения "пятистрелочник" с одним дополнительным тупиком по отклонению. Меня тоже удивляет, почему центральный тупик сделали главным вторым путём, в результате поезд выезжает на станцию по отклонению со срединного пути на боковой. Вероятно, это было сделано из-за аварии на проходке к Парнасу, о которой я мало что знаю. На Комендантском проспекте тоже стандартный ленинградский "пятистрелочник". Зато стандартный "шестистрелочник" я нашёл на Волковской. Получается, что ленинградские колонные, как и односводы, слишком узки для размещения за ними двойных тупиков.
Про исключения такое дело.
Волгоградский проспект и Рязанский проспект - стандартная сороконожка с суженным средним пролётом, в результате ширина платформы тоже уже, чем на остальных станциях. Вероятно, только 8 метров. Обе станции построены по одинаковому проекту, у них пониженный, плоский центральный пролёт.
Новогиреево - стандартная 26-ножка, шаг колонн увеличен до 7,5 метров.
Акадэмика Барабашова - стандартная 26-ножка, шаг колонн увеличен до 9 метров, колонны V-образные.
(26-ножки и сороконожки различаются типоразмерами железобетонных сборных деталей.)
А ещё существует типовая двухэтажная 26-ножка из сборных конструкций, о об этом типе я совсем забыл.
Ещё существует типовая колонная станция с повышенным потолком - одна в Москве, две в Минске и много в Баку и Ташкенте. Хотя насколько эта конструкция сборная - большой вопрос, подозреваю, что перекрытие у неё монолитное.
Спасибо за поправку по поводу "пяти-" и "шестистрелочников". Заглянул на схему путевого развития и проверил себя. Действительно на Проспекте Просвящения "пятистрелочник" с одним дополнительным тупиком по отклонению. Меня тоже удивляет, почему центральный тупик сделали главным вторым путём, в результате поезд выезжает на станцию по отклонению со срединного пути на боковой. Вероятно, это было сделано из-за аварии на проходке к Парнасу, о которой я мало что знаю. На Комендантском проспекте тоже стандартный ленинградский "пятистрелочник". Зато стандартный "шестистрелочник" я нашёл на Волковской. Получается, что ленинградские колонные, как и односводы, слишком узки для размещения за ними двойных тупиков.
-
- Сообщения: 231
- Зарегистрирован: 25 сен 2013, 20:26
- Станция метро: -------
Re: Выбор типа станции
Ярополк, на "Проспекте Просвещения" та же ситуация, что и на станциях типа "горлифт". Поскольку за станцией должны располагаться пути ССВ в депо, и при этом линию планировалось продлевать дальше, "Парнас" должна была быть подземной станцией. Тогда те "тупики" за "Просветом" были бы главными путями. Ну, а в депо должны быть два пути, поэтому приходится делать как бы шестистрелочник, но по факту это пятистрелочник с отклонением одного главного пути, поскольку межпутевое расстояние не позволяет свободно разместить шестистрелочник. То, что сейчас при движении в четном направлении (от "Парнаса" к "Просвету") поезд колбасит из стороны в сторону, так это потому, что тупики сходятся друг другу в одной группе камер съездов, в которой размещен перекрестник, чтобы не строить четыре, а только одну, как я понимаю. И отклоняется как раз 4-й путь (из "Парнаса" к "Просвету"), он сначала приближается к 3-му, потом, после перекрестника, снова "поворачивает" к 6-му тупику, да еще и там по отклонению по пошерстному стрелочному переводу идет (примыкает к 6-му и получается уже главный II путь).
- Юрик
- Сообщения: 62
- Зарегистрирован: 16 сен 2012, 11:51
- Станция метро: Площадь А. Невского-2
- Откуда: Харьков
Re: Выбор типа станции
Ярополк писал(а):Вторые, неглубокого заложения бывают:
Односводчатые - Харьковского типа (монолитные)...
Делятся на те что имеют обратный свод и те что не имеют, ну и одна односводчатая станция из сборного железобетона.
-
- Сообщения: 55
- Зарегистрирован: 26 мар 2005, 01:13
- Откуда: Лиепая
Re: Выбор типа станции
Юрик, неправильно.
Станции односводчатые мелкого заложения вообще не имеют обратного свода. Очень редко по гидрогеологическим условиям.
Односводчатые станции мелкого заложения разделяются по способу строительства свода.
Из глубоких односводов обратный свод имеет только Ленинградский односвод. Тбилисский не имеет.
Станции односводчатые мелкого заложения вообще не имеют обратного свода. Очень редко по гидрогеологическим условиям.
Односводчатые станции мелкого заложения разделяются по способу строительства свода.
Из глубоких односводов обратный свод имеет только Ленинградский односвод. Тбилисский не имеет.
- Юрик
- Сообщения: 62
- Зарегистрирован: 16 сен 2012, 11:51
- Станция метро: Площадь А. Невского-2
- Откуда: Харьков
Re: Выбор типа станции
Канешна!
- taigaa
- Сообщения: 79
- Зарегистрирован: 04 авг 2009, 02:37
- id ВКонтакте: 0
- last_fm: taigadenis
- Станция метро: Бухарестская
Re: Выбор типа станции
Волжская, например, и не сводчатая, и без колонн.
Перекрытия - стандартные мостовые жб балки
Перекрытия - стандартные мостовые жб балки
-
- Сообщения: 55
- Зарегистрирован: 26 мар 2005, 01:13
- Откуда: Лиепая
Re: Выбор типа станции
Волжская - однопролётная. Сверху землёй чуть присыпана.
Марьино тоже такая.
Братиславская - частично.
Марьино тоже такая.
Братиславская - частично.