mmx358 писал(а):А вот в этой связи еще один вопрос: на какой минимальной глубине (хотя бы приблизительно) могут залегать тоннели метрополитена под многоэтажной жилой застройкой? И следуют ли после этого неприятности: ускоренное разрушение домов и пр.
Всё зависит от грунтов. Приведу два простых примера:
- Москва, станция ЦСКА. Тоннели отходят от станции с глубиной верхнего свода 19-21 метр. Сразу после станции тоннели резко уходят вниз и спускаются ещё на 15-20 метров. Сделано это исключительно для того, чтобы пройти грунтопригрузными щитами под многоэтажными жилыми домами.
- Лондон, Crossrail. 5 станций закрытого способа работ под историческим центром со множеством старинных многоэтажных зданий. Тем не менее над сводами станций всего около 30 метров. При этом выработки разрабатывались горным способом без дополнительного закрепления, что гораздо опаснее для зданий, чем проходка пригрузным щитом. Опять же диаметр станционных тоннелей Crossrail'а гораздо больше, чем перегонных тоннелей в Москве, он даже больше, чем диаметр станционных тоннелей отечественных пилонных станций глубокого заложения.
Однако при очень большом желании (и соответствующем финансировании) можно строить вообще где угодно, но это уже выходит за рамки традиционных массовых технологий и поэтому применяется только в исключительных случаях.
Что касается ускоренного разрушения, то вообще да, есть, но практически всегда существуют контрмеры, как и в случае с вибрационным и шумовым воздействием на людей. Поэтому корректней спрашивать о том, что будет дешевле: построить тоннель в 2 метрах под домом и укрепить дом или строить тоннель в 60 метрах под домом, но не укреплять дом.