Тезисы о топонимике метро
Модератор: Till
- мЕтрофанушка
- Сообщения: 1779
- Зарегистрирован: 16 мар 2005, 14:33
- Станция метро: Ломоносовская
- Откуда: Санкт-Петербург
Тезисы о топонимике метро
Поскольку, как я вижу, некоторых заинтересовали мои рассуждения о топонимике петербургского метро, то попробую поделиться своими соображениями. Проще говоря, просто выложу мою сильно сокращенную работу, посвященную топонимике. Сразу хочу написать, что тут совершенно нет никаких призывов к переименованию чего-либо - наоборот, всё это пишется для того, чтобы учесть тенденции при дальнейшей работе топонимической комиссии, причём не только в Петербурге. Переименования станций просьба не обсуждать - и вообще, лично я уважаю историю и не вижу в переименованиях никакой необходимости. Почему - скажу чуть ниже, в этом же сообщении.
Методика оценки названий. Оценки станциям было решено поставить по процентной, то есть стобалльной, системе. Каждая оценка выверялась, и каждой из них посвящен отдельный очерк.
На первом этапе мы проводили опросы населения и анализировали результаты. Опрос осуществлялся следующим образом. В течение месяца занимали позиции у наземного вестибюля каждой из станций метро и спрашивали у людей, идущих к станции: "Как называется станция метро, на которую вы идёте?" На этот, казалось бы, элементарный вопрос отвечали, как ни удивительно, не все. Максимальный показатель названия - 99% (не помнящие этого всё равно находились). Это самые лучшие случаи. Минимальный процент - 67% - оказался у Новочеркасской, далее идет 77% у Елизаровской и Крестовского острова, далее вверх гораздо плотнее. Жаргонное название тоже засчитывалось за правильный ответ, но мы фиксировали все такие случаи особо. Этот опрос позволил сформулировать понятие аутентичности названия - т.е. его эффективность, запоминаемость, узнаваемость. Снижению аутентичности способствовали такие явления, как переименования станций и заведомая неудачность наименования. Именно поэтому в работе представлены два важнейших тезиса:
- переименования уже открытых станций крайне способствуют путанице, и их надо старательно избегать;
- наиболее аутентичны определенные названия, которые необходимо признать удачными. Цель работы как раз в этом и состоит - определить критерии удачности.
Однако надо признать, что некоторые названия давались явно "на безрыбье", поэтому аутентичность пришлось принести в жертву. Некоторые названия, наоборот, являясь нелогичными, стали доминантой. Поэтому оценку станциям решено давать по особой системе.
На втором этапе как раз и ставились эти оценки. Для этого использовалась стобалльная система - как бы в процентах. Разумеется, мы старались более-менее округлять проценты, чтобы не мельчить с единицами. Оценку составляли такие параметры, как вышеописанная аутентичность, а также логика решения на городской топонимике (т.е. соответствует ли название окружающим его объектам), факто-грамматическая логика (т.е. соответствует ли название языковым нормам и согласуется ли оно с реалиями окружающего мира), удобство в произношении (также выясненное в ходе тех же опросов). За каждый пункт полагается от 0 до 25 баллов к общей оценке, которая теоретически может быть от 0 до 100 (правда, ноль не получила ни одна станция). Нельзя отрицать, что все эти пункты связаны между собой, однако некоторые названия оказались более аутентичными по не совсем понятным причинам, победив явные проблемы во всех остальных пунктах (яркий пример - Пролетарская). Есть и обратный пример - плохо объяснимый провал Крестовского острова (впрочем, далее мы нашли ему логическое объяснение). Поэтому мы решили учитывать разные параметры.
Это было пересказанное своими словами введение в ту самую работу о топонимике, о которой я писал. Если на форуме найдется достаточно человек, которых это заинтересовало, то я перейду к делу и приведу наши размышления по названиям - разумеется, с оценками.
Методика оценки названий. Оценки станциям было решено поставить по процентной, то есть стобалльной, системе. Каждая оценка выверялась, и каждой из них посвящен отдельный очерк.
На первом этапе мы проводили опросы населения и анализировали результаты. Опрос осуществлялся следующим образом. В течение месяца занимали позиции у наземного вестибюля каждой из станций метро и спрашивали у людей, идущих к станции: "Как называется станция метро, на которую вы идёте?" На этот, казалось бы, элементарный вопрос отвечали, как ни удивительно, не все. Максимальный показатель названия - 99% (не помнящие этого всё равно находились). Это самые лучшие случаи. Минимальный процент - 67% - оказался у Новочеркасской, далее идет 77% у Елизаровской и Крестовского острова, далее вверх гораздо плотнее. Жаргонное название тоже засчитывалось за правильный ответ, но мы фиксировали все такие случаи особо. Этот опрос позволил сформулировать понятие аутентичности названия - т.е. его эффективность, запоминаемость, узнаваемость. Снижению аутентичности способствовали такие явления, как переименования станций и заведомая неудачность наименования. Именно поэтому в работе представлены два важнейших тезиса:
- переименования уже открытых станций крайне способствуют путанице, и их надо старательно избегать;
- наиболее аутентичны определенные названия, которые необходимо признать удачными. Цель работы как раз в этом и состоит - определить критерии удачности.
Однако надо признать, что некоторые названия давались явно "на безрыбье", поэтому аутентичность пришлось принести в жертву. Некоторые названия, наоборот, являясь нелогичными, стали доминантой. Поэтому оценку станциям решено давать по особой системе.
На втором этапе как раз и ставились эти оценки. Для этого использовалась стобалльная система - как бы в процентах. Разумеется, мы старались более-менее округлять проценты, чтобы не мельчить с единицами. Оценку составляли такие параметры, как вышеописанная аутентичность, а также логика решения на городской топонимике (т.е. соответствует ли название окружающим его объектам), факто-грамматическая логика (т.е. соответствует ли название языковым нормам и согласуется ли оно с реалиями окружающего мира), удобство в произношении (также выясненное в ходе тех же опросов). За каждый пункт полагается от 0 до 25 баллов к общей оценке, которая теоретически может быть от 0 до 100 (правда, ноль не получила ни одна станция). Нельзя отрицать, что все эти пункты связаны между собой, однако некоторые названия оказались более аутентичными по не совсем понятным причинам, победив явные проблемы во всех остальных пунктах (яркий пример - Пролетарская). Есть и обратный пример - плохо объяснимый провал Крестовского острова (впрочем, далее мы нашли ему логическое объяснение). Поэтому мы решили учитывать разные параметры.
Это было пересказанное своими словами введение в ту самую работу о топонимике, о которой я писал. Если на форуме найдется достаточно человек, которых это заинтересовало, то я перейду к делу и приведу наши размышления по названиям - разумеется, с оценками.
C 07.06.2010 бойкотирую петербургский метрополитен, а вместе с ним НИП, ЭТХ и ЗОП. За время бойкота сдал сессию на отлично, нашел работу и начал туда ходить. Всё это время продолжаю жить на проспекте Ветеранов, а учусь и работаю в центре. Машины нет.
- Till
- Сообщения: 2050
- Зарегистрирован: 02 янв 2005, 16:54
- Станция метро: Академическая
- Откуда: Ленинград
Re: Тезисы о топонимике метро
Солидность подхода внушает уважение. Конкретика пока что выглядит небесспорной, но, возможно, из-за сокращённого пересказа. Сама тема названий весьма актуальна и часто всплывает на форуме, было бы хорошо иметь "научную базу". Правда, боюсь, у модераторов уже аллергия на топонимические темы (их можно понять, впрочем), но в данном случае. считаю, дело того стОит.
Осторожно, двери закрываются!.. Следующая станция... О! А вот и она!
В ранней юности моей мечтой было увидеть ленинградское метро с восемью линиями. Сейчас моя мечта - увидеть петербургское метро без НИПа и рекламы. Как меняются времена!
В ранней юности моей мечтой было увидеть ленинградское метро с восемью линиями. Сейчас моя мечта - увидеть петербургское метро без НИПа и рекламы. Как меняются времена!
-
- Сообщения: 85
- Зарегистрирован: 11 окт 2008, 14:21
Re: Тезисы о топонимике метро
По крайней мере, очень интересно было бы увидеть если не работу целиком, то итоговую статистику.
-
- Сообщения: 1
- Зарегистрирован: 27 фев 2009, 15:35
- Станция метро: Международная-2
Re: Тезисы о топонимике метро
Интересна не только и не столько статистика, сколько выводы.
-
- Сообщения: 234
- Зарегистрирован: 01 дек 2008, 18:28
- Станция метро: Ульянка
- Откуда: С-Пб
Re: Тезисы о топонимике метро
Имхо, столь спорная тема давно ждёт грамотной работы на уровне лучшем, чем любительский. Присоединяюсь к желающим узреть.
Метрохоливор!
- James V. Kotov
- Сообщения: 33
- Зарегистрирован: 08 авг 2007, 13:06
Re: Тезисы о топонимике метро
+1, интересно было бы почитать
-
- Сообщения: 3138
- Зарегистрирован: 25 янв 2005, 13:31
Re: Тезисы о топонимике метро
весьма и весьма интересно, просим!
-
- Сообщения: 926
- Зарегистрирован: 18 дек 2008, 15:33
- Станция метро: Дунайская
Re: Тезисы о топонимике метро
Звучит любопытно...
Сам не раз производил исследования если не научные, то как минимум - систематические, на основе хоть какой то теоретической базы.
Особенно напрягает, что действительно, как только речь заходит о названиях станций, начинается чертечто... - всегда.
Значит, тема актуальная, и если действительно есть обоснованные материалы для размышления - крайне бы хотелось ознакомиться как с теоретической основой, так и с результатами. Жду.
Сам не раз производил исследования если не научные, то как минимум - систематические, на основе хоть какой то теоретической базы.
Особенно напрягает, что действительно, как только речь заходит о названиях станций, начинается чертечто... - всегда.
Значит, тема актуальная, и если действительно есть обоснованные материалы для размышления - крайне бы хотелось ознакомиться как с теоретической основой, так и с результатами. Жду.
-
- Сообщения: 3138
- Зарегистрирован: 25 янв 2005, 13:31
Re: Тезисы о топонимике метро
Что люди порой знать не знают, как называется станция метро, куда они идут стройной толпой - это чистая правда.
Диалог выглядит примерно так:
- Не подскажете, какая это станция метро?
-
- Не подскажете, КАКАЯ это станция метро?
- Так вот же она (показывают рукой в направлении входа).

Диалог выглядит примерно так:
- Не подскажете, какая это станция метро?
-

- Не подскажете, КАКАЯ это станция метро?
- Так вот же она (показывают рукой в направлении входа).

-
- Сообщения: 288
- Зарегистрирован: 09 ноя 2008, 17:59
Re: Тезисы о топонимике метро
Я люблю топонимику! )
Излагайте тезисы!
Излагайте тезисы!

- metropes
- Сообщения: 250
- Зарегистрирован: 12 май 2009, 16:07
- Станция метро: Звенигородская
- Откуда: СПб
- Контактная информация:
Re: Тезисы о топонимике метро
мЕтрофанушка
Вы, пожалуйста ответьте форумчанам, когда приблизительно опубликуете свои изыскания.
Вы, пожалуйста ответьте форумчанам, когда приблизительно опубликуете свои изыскания.
человек друг собаки
- Битцевский Панк
- Сообщения: 930
- Зарегистрирован: 08 фев 2009, 10:30
- Станция метро: Парк Победы
- Откуда: Мытищи
Re: Тезисы о топонимике метро
тоже с удовольствием почитал бы! в Москве не планируете подобное исследование проводить? так еще и принял бы участие
Дело было в Питере, там всегда случаются
Чудные истории, прямо как в кино
Чудные истории, прямо как в кино
-
- Сообщения: 257
- Зарегистрирован: 14 фев 2007, 11:15
- last_fm: MetroFan
- Откуда: Санкт-Петербург, комендантский пр.
Re: Тезисы о топонимике метро
Вполне грамотный подход. очень интересно, что из этого получилось. присоединяюсь к тем кто за.
-
- Сообщения: 279
- Зарегистрирован: 04 май 2004, 13:17
- last_fm: AntonioK
- Станция метро: Проспект Культуры
- Откуда: СПб
- Контактная информация:
Re: Тезисы о топонимике метро
Присоединяюсь к ожидающим продолжения.
-
- Сообщения: 2391
- Зарегистрирован: 27 фев 2007, 16:42
- Станция метро: Спортивная-2
- Откуда: Васильевский остров
Re: Тезисы о топонимике метро
нет уверенности, что аутентичность- это хорошо. скорее, плохо. ну не та штука название станции метро, чтобы прогибать под себя всю топонимику района, плохо это и вредно, это убивает настоящую, историческую топонимику. ничем не лучше топонимических привязок по ближайшему торговому центру. фуфло, отвратина.
единственно верные названия - по улице, проспекту, площади, вокзалу. все остальное - мусор, отстой и уродство.
единственно верные названия - по улице, проспекту, площади, вокзалу. все остальное - мусор, отстой и уродство.