в40 писал(а):mx спрашивал о варианте размещения путей по вертикали внутри одного тоннеля большого диаметра.
Технически, конечно, это возможно. Но для организации съезда между путями при таком расположении потребуется их разведение в стороны и выравнивание в одном уровне. А это требует локального увеличения внутреннего диаметра тоннеля.
Давайте посчитаем.
Если на пальцах, то примерно так:
Предположим, что внешний габарит тоннеля имеет в перпендикулярном сечении форму квадрата со стороной Н.
Окружность описанная около двух квадратов "друг на друге" (т.е. при стороне квадрата Н получается вертикальный прямоугольник высотой 2Н и шириной Н) имеет диаметр около 2,24Н.
При смещении квадратов влево-вправо до исключения перекрытия (то есть до состояния занятия двух угловых клеточек в квадрате 4х4 со стороной 2Н) мы получаем диаметр описанной окружности порядка 2,83Н.
Из чего имеем увеличение диаметра до примерно 126%. Что означает увеличение площади сечения на 59%. (Т.е. примерно в 1,6 раза.) То есть на переходном участке кубатура породы увеличится в 1,6 раза.
Это очень примерно, так как на самом деле и сечения не квадратные, и не описанная окружность, а "окружность + фиксированная толщина обделки".
Если считать Н=5 метров, то выравнивание в профиле это по СНИПам +/- по 0.5Н => 100 метров пути при 4 тысячных.
А сколько займёт разведение в плане - я не знаю. Если минимальный допустимый радиус 1000м то при сечении Н=5м стрела будет тоже порядка 100 метров.
Итого получаем утолщение тоннеля на четверть на протяжении примерно 200 метров.
При перегонном тоннеле 3 км это при "раскручивании свива" с двух концов 400 метров или 14% пути. А при 2 км - 20%.
С точки зрения объёма всего сооружения получаем:
При 2 км тоннеля увеличение общего объёма на 30%, а при 3 км - на 20%.
Если мозги не заплыли и не запутался в устном счёте.
