Развитие метрополитена открывает перспективы комплексного ос

Здесь все вещи, которые пишут о метро в прессе.
Ответить
Аватара пользователя
Nomernoy
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 5172
Зарегистрирован: 10 окт 2005, 16:25
Станция метро: Театральная
Откуда: Санкт-Петербург

Развитие метрополитена открывает перспективы комплексного ос

Сообщение Nomernoy »

Автор: Сергей Алпатов, генеральный директор Объединения подземных строителей и проектировщиков
Статья с портала о комплексном освоении подземного пространства:
http://www.undergroundexpert.info/stati ... erspektivy

В крупных городах с высокой численностью населения развитие подземной транспортной инфраструктуры является важнейшим условием территориального развития и обеспечения комфортных и безопасных условий проживания горожан. При этом, как показывает мировая практика, строительство метрополитена позволяет не только эффективно решать транспортные и социальные проблемы мегаполисов, но и создает необходимые предпосылки для комплексного освоения подземного пространства.
Следует отметить, что на сегодняшний день подземное строительство в России как отдельная и значимая отрасль фактически отсутствует. Единственное направление, которое продолжает развиваться, это метростроение. Однако, принципы и подходы к планированию новых линий и станций метрополитена не соответствуют современным мировым тенденциям и далеки от реальных потребностей населения.
Следует учитывать, что строительство метрополитена – это не только необходимый инструмент развития транспортной системы мегаполиса, но и эффективный ресурс для комплексного освоения подземного пространства. Мировой опыт наглядно свидетельствует о том, что планирование и проектирование линий метрополитена и подземных сооружений коммерческого, культурного и социального назначения должно идти в рамках единого процесса.
В этом смысле особенно важно, чтобы реализация проектов в области метростроения по темпам и масштабам была соотносима с ростом объемов подземного строительства в целом. В противном случае метро обречено на существование вне общей городской пространственной системы.
Главная проблема, с которой мы сталкиваемся при рассмотрении этого вопроса - очевидная разница в источниках финансирования строительства метро и подземных объектов коммерческого назначения, расположенных в непосредственной близости от станций метро. Метрополитен как некоммерческая структура, находящаяся в ведении городской администрации, строится за счет региональных и федеральных бюджетных средств, в то время как коммерческое освоение подземного пространства идет за счет частных инвестиций.
При разных способах финансирования достичь одновременной реализации проектов по строительству метро и прилегающих подземных объектов коммерческого назначения возможно лишь при наличии долгосрочной программы комплексного освоения подземного пространства и четко отлаженного механизма государственной поддержки частного инвестора.
Очевидно, что на сегодняшний день остро назрела необходимость формирования комплексного институционного механизма для решения градостроительных, технических, юридических и финансовых задач в области метростроения и комплексного освоения подземного пространства. Имеющиеся несоответствия и правовые лакуны в российской законодательной и нормативно-технической базе, регулирующей вопросы подземного строительства, требуют скорейшего устранения.

Ниже мы рассмотрим основные проблемы, сдерживающие развитие комплексного освоения подземного пространства в России и пути их решения.

Проблема: отсутствие государственных гарантий для частных инвесторов при реализации проектов комплексного освоения подземного пространства.

Как отмечалось выше, метрополитен является не только перевозчиком, но и выполняет градообразующую функцию, обеспечивая повышение уровня комфорта и безопасности проживания в городской среде. Подземное пространство, прилегающее к станциям метрополитена, должно включать в себя все необходимые зоны общественного пользования – транспортные пересадочные узлы, пешеходные галереи, торгово-развлекательные центры, зоны отдыха, культурные и спортивные сооружения.
Учитывая, что метро принадлежит системе общественного транспорта и находится на балансе городского бюджета, городская администрация определяет сроки и объемы строительства метрополитена, а также осуществляет финансирование этих проектов.
Что касается коммерческих подземных объектов, прилегающих к станциям метрополитена, их строительство и финансирование осуществляется частыми инвесторами на основе частно-государственного партнерства.
Однако, на сегодняшний день мы видим отсутствие эффективного взаимодействия государства и частного сектора, что ставит под угрозу возможность реализации комплексных проектов, в которых сооружение новых станций метро тесно увязано с проектами комплексной застройки подземного пространства.
Следует понимать, что любые проекты комплексного освоения подземного пространства в силу своей масштабности, технологической сложности и социальной значимости требуют поддержки государственных структур. Привлекать инвесторов крайне важно, без них многие проекты неосуществимы. Но пока у потенциального инвестора не будет определенных гарантий, он не станет вкладываться в проекты комплексного освоения подземного пространства, так как окупаемость подземных сооружений достигается через эксплуатацию объекта.

Решение: корректировка законодательства, повышение привлекательности комплексного освоения подземного пространства для частных инвесторов.

Изменение концепции комплексного освоения подземного пространства требует кардинального изменения подхода к планированию строительства, анализу финансовых затрат и последующей экономической выгоды. Необходимо создавать соответствующие условия для привлечения частных инвестиций, а для этого необходимо менять законодательную базу и наделять правом собственности на подземные сооружения частных инвесторов.
Социальная и экономическая стоимость проектов комплексного освоения подземного пространства должна оцениваться объективно. Коммерческие сооружения, прилежащие к станциям метрополитена, необходимо проектировать и строить одновременно с объектами инфраструктуры метрополитена.
Метрополитен как государственная структура может заключить соглашения с инвесторами на участие в проекте комплексного освоения подземного пространства. Право собственности на объекты может оставаться за метрополитеном, в то время как права на прибыль от эксплуатации сооружений коммерческого назначения могут быть разделены между метрополитеном и инвестором в соответствии с условиями контракта.
Рассматривая вопросы экономической целесообразности проекта подземного строительства, необходимо учитывать геологические особенности территории, степень износа и особенности расположения подземных коммуникаций. Следует принимать во внимание стоимость высвобождаемых земель и размер инвестиций, которые город может получить за счет освоения данных территорий. Чем крупнее многофункциональный подземный комплекс, тем дешевле его строительство на единицу площади, а за счет энергоэффективности подземных сооружений эксплуатационные расходы зачастую значительно ниже, чем у построек на поверхности. Существуют и непрямые выгоды, такие, как улучшение транспортной и экологической обстановки мегаполиса, создание комфортных условий проживания для горожан.

Проблема: несовершенство системы управления отраслью подземного строительства и неясность полномочий государственных органов.

Застройка подземного пространства возле станций метро может осуществляться по инициативе органов государственной власти, метрополитена или компаний-девелоперов. Абсолютно разные подходы и приоритеты не позволяет этим структурам выработать единую благоприятную стратегию деятельности для всех участников отрасли подземного строительства. Очевидно, что система государственного управления в области подземного строительства нуждается в развитии и совершенствовании.
Решение: повышение компетенций метрополитена в решении вопросов комплексного освоения подземного пространства.

Российский и зарубежный опыт свидетельствует о том, что метрополитен при поддержке городского правительства должен получить главенствующую роль при решении вопросов, связанных с освоением подземных территорий в непосредственной близости от стаций метро. Именно метрополитен является ключевой фигурой, как в области исследований, так и комплексного освоения подземного пространства мегаполисов, его необходимо наделить полномочиями для решения практических задач, связанных с развитием системы комплексного планирования в области подземного строительства.

Проблема: недостаточность инженерно-геологических исследований и отсутствие перспективного планирования.

Учитывая сжатые сроки реализации проектов метростроения, комплексные исследования подземного пространства осуществляется довольно поверхностно. Имеющаяся законодательная и нормативно-правовая база регулирования городской застройки не содержит специфических требований к проектам комплексного освоения наземных и подземных территорий, находящихся в непосредственной близости от объектов инфраструктуры метрополитена, отсутствуют требования к транспортным и коммерческим подземным сооружениям, связывающим инфраструктуру метрополитена с городской застройкой.
Кроме того, существующее законодательство и система градостроительного планирования не отвечают современным требованиям комплексного освоения городского подземного пространства, особенно, находящегося в частной собственности, так как вопросы права собственности на подземные объекты законодательно не урегулированы.
Решение: улучшить систему планирования с учетом данных инженерно-геологических исследований.

Современные исследования в области развития и освоения подземного пространства вдоль линий метрополитена должны быть положены в основу перспективного планирования и проектирования линий метрополитена.
Важно, чтобы исследования комплексного освоения подземного пространства вдоль путей метрополитена проводились на подготовительном этапе проектирования. Участки, на которых возможно одновременное строительство станций метро и подземных объектов коммерческого назначения, должны включаться как в проект строительства метрополитена, так и в проект развития наземной городской застройки.
Система планирования должны быть улучшена с учетом исследований комплексного освоения подземного пространства. В этом смысле особенно важно создание единых инженерно-геологических карт, дающих целостную картину особенностей устройства подземного пространства городских территорий.

Проблема: отсутствие специализированных организаций, регулирующих деятельность в области комплексного освоения городского подземного пространства.

Стремительное развитие метрополитена дало толчок комплексному развитию подземного городского пространства, но также породило ряд проблем, который должны быть решены профильными структурами городского правительства в кратчайшие сроки.
С точки зрения инвестирования, планирования, установления прав владения, управления строительством и эксплуатацией, метрополитен курируется рядом профильных государственных ведомств. Однако, законодательство и система нормативно-технического регулирования не соответствует требованиям сегодняшнего дня, а ответственность тех или иных государственных структур за развитие отрасли метростроения не установлена.
Зачастую федеральные и региональные органы власти не могут выработать общую точку зрения по ключевым вопросам и выработать стратегию комплексного освоения подземного пространства, что оказывается существенным сдерживающим фактором и оказывает негативное влияние на процесс комплексного освоения окружающего пространства, приводя к непоправимым ошибкам.
Решение: поиск механизмов для координации действий всех участников отрасли подземного строительства.
Решением проблемы может стать создание единых информационных центров, координирующих проектные и строительные работы по сооружению объектов подземной инфраструктуры и прокладке инженерных коммуникаций. Недостаток координирования между государственными структурами, заказчиками и подрядчиками должен быть преодолен ради эффективности решения задач в области комплексного освоения подземного пространства. При этом очевидно, что осуществление инфраструктурных проектов возможно лишь при наличии политической воли и государственной поддержки.

Анализируя проблемы в области комплексного освоения подземного пространства и пути их решения, нетрудно заметить, что перспективное развитие городских территорий и подземного пространства включает в себя весь спектр градостроительных, технических, общественных и экономических задач.
Эффективная реализация проектов метростроения наряду с комплексным освоением подземного пространства возможна лишь тогда, когда сформулированы институционные механизмы взаимодействия между государственными структурами и всеми участниками строительной отрасли.
Говоря о перспективах комплексного освоения подземного пространства Санкт-Петербурга, следует отметить, что помимо строительства метрополитена, масштабных проектов в ближайшее время не планируется. Для города с его богатым архитектурным наследием этого явно недостаточно, тем более что в дальнейшем хаотичная застройка подземных территорий не позволит осуществлять комплексные инфраструктурные проекты.
Очевидно, что изучение опыта крупнейших мегаполисов позволит избежать последствий признанных во всем мире градостроительных ошибок, сэкономив массу времени и средств для реализации современных и столь необходимых Северной столице проектов подземной урбанизации.
Изображение
AgRiG
Сообщения: 1252
Зарегистрирован: 07 июн 2009, 15:32
Станция метро: Автово

Re: Развитие метрополитена открывает перспективы комплексног

Сообщение AgRiG »

Подозрительно они напирают на развитие освоения именно подземного пространства. И сразу заявляют о требующихся государственных гарантиях и изменении законодательства.
Может кто-нибудь рассказать, что за "Объединение подземных строителей и проектировщиков"? Текст написан настолько витиевато, что похож больше на попытку лоббировать свои предприятия, чем на объяснение и популяризацию не самой очевидной сферы.
Аватара пользователя
в40
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 14661
Зарегистрирован: 05 фев 2009, 19:46
Станция метро: Проспект Большевиков
Откуда: Дачное

Re: Развитие метрополитена открывает перспективы комплексног

Сообщение в40 »

Это объединение профессиональных организаций, специализирующихся в области подземного строительства, и, имеющих реальный опыт работы.
О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О
AgRiG
Сообщения: 1252
Зарегистрирован: 07 июн 2009, 15:32
Станция метро: Автово

Re: Развитие метрополитена открывает перспективы комплексног

Сообщение AgRiG »

Хм. Хотите сказать, что это — грамотный проект людей, который профессионально хотят сделать город лучше? Текст стилистически странно написан, на мой взгляд. Какой аудитории он адресован? Почитал внимательнее. Некоторые моменты в нем... вот, постоянно упоминаются "комплексное освоение подземного пространства" и некие "прилегающие подземные объекты коммерческого назначения " — что конкретно подразумевается? Учитывая, что
подземное строительство в России как отдельная и значимая отрасль фактически отсутствует
, что же предлагается строить такого, чего не строят сейчас?

Оп-па. Как я сразу не заметил?
Подземное пространство, прилегающее к станциям метрополитена, должно включать в себя все необходимые зоны общественного пользования – транспортные пересадочные узлы, пешеходные галереи, торгово-развлекательные центры, зоны отдыха, культурные и спортивные сооружения.
То есть нам предлагают строить под землей ТРЦ, культурные и спортивные сооружения и зоны отдыха. И на вот это они хотят государственные гарантии наравне со строительством метро. Еще и в виде частно-государственного партнерства. Чтобы напихать под землей (у нас места больше нет?) всякую развлекательную коммерцию, заявленную как "необходимую" прямо около станций метро.

Современные исследования в области развития и освоения подземного пространства вдоль линий метрополитена должны быть положены в основу перспективного планирования и проектирования линий метрополитена.
Уже не только около станций, но и вдоль линий.

Зачастую федеральные и региональные органы власти не могут выработать общую точку зрения по ключевым вопросам и выработать стратегию комплексного освоения подземного пространства, что оказывается существенным сдерживающим фактором и оказывает негативное влияние на процесс комплексного освоения окружающего пространства, приводя к непоправимым ошибкам.
Непоправимой ошибкой я могу представить кривую трассировку линии "где проще" и "как дешевле" и плохо организованную пересадку между линиями, когда узел проектировался по частям. Но тут, похоже, "непоправимой ошибкой" называют отсутствие подземной коммерции на существующих станциях.

тем более что в дальнейшем хаотичная застройка подземных территорий не позволит осуществлять комплексные инфраструктурные проекты.
Я, наверно, чего-то не знаю. Что за хаотичная застройка? Сейчас, насколько представляю, под землей строится метро, пешеходные переходы (может быть, с ларьками); возможно, паркинги и подземные части каких-то коммерческих зданий. Какие-нибудь объекты ГО. Плюс сети в виде канализации, коллекторов, включая кабельные и т.п., но их застройкой назвать сложно.

Очевидно, что изучение опыта крупнейших мегаполисов позволит избежать последствий признанных во всем мире градостроительных ошибок, сэкономив массу времени и средств для реализации современных и столь необходимых Северной столице проектов подземной урбанизации.
То есть подземная урбанизация уже объявлена "столь необходимой". Хотя сейчас, вроде бы, современная мысль урбанистов направлена на вытаскивание людей из подземных переходов и гигантских развлекательных центров в пешеходные зоны и парки.
Аватара пользователя
в40
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 14661
Зарегистрирован: 05 фев 2009, 19:46
Станция метро: Проспект Большевиков
Откуда: Дачное

Re: Развитие метрополитена открывает перспективы комплексног

Сообщение в40 »

AgRiG, Вы станцию метро "Ладожскую" и одноимённый вокзал без подсказки сможете найти? Вот если все эти уродливые ТРК и паркинги убрать под землю - вот это и будет комплексное освоение подземного пространства.
О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О
AgRiG
Сообщения: 1252
Зарегистрирован: 07 июн 2009, 15:32
Станция метро: Автово

Re: Развитие метрополитена открывает перспективы комплексног

Сообщение AgRiG »

Смогу, потому что через некоторое время после открытия вокзала специально ездил посмотреть, что там и где. Но и вход в Купчино нашел с первого раза, приехав на трамвае, и выбрался с Приморской. Хотя застроено там жутко, конечно.

Насчет "убрать под землю" рассмотрю отдельно.
1. ТРЦ. Построить аналогичные площади под землей, освободив территорию наверху? Не верю я, что удастся освободить наземное пространство полностью. И сложно представить, сколько будет стоить выкопать объемы, равные всем постройкам Балканской площади, и удастся ли туда привлечь клиентов.Есть подозрение, что территории были проданы/сданы в аренду довольно дешево, и город почему-то позволил построить на них многоэтажные бандуры, из-за чего в этих ТРЦ и появляется коммерция, которой ну совсем не обязательно быть попутной по дороге с работы домой. Особенно Р = развлекательная, те же кинотеатры. Должно ли государство вкладываться в ЧГК, чтобы бизнес получил место на выгодной территориально (не конструктивно) площадке там, где градостроительно оно не очень и надо?
2. Парковки. Убрать их под землю — мысль в целом здравая, потому что придание приличного наземного вида — непростая задача. Проблемы две: во-первых, упомянутая урбанистическая теория сейчас говорит, что в центре городов, где УДС (честно поделенная между категориями горожан) плохо справляется с перевариванием потока авто, не стоит развивать парковочные места и стимулировать автомобилепользование. Пусть лучше человек сразу заметит, что нет места для парковки, и откажется от поездки на машине, чем найдет место, но упрется в пробку, усугубит её и будет жаловаться. Тем более, что парковки около станций метро ( = перехватывающие) внутри города, в общем-то, и не нужны. На въезде же в город проблема площадей и архитектуры стоит не так остро, там уже можно выбирать между наземной (с каким-нибудь новомодным дизайном) и подземной. И здесь вторая проблема: водители пока не готовы платить за парковочные места столько, сколько стоит их строительство даже в наземном паркинге. Продолжать же дотировать, мягко говоря, не самую бедную и весьма неэффективно использующую городские ресурсы категорию граждан несовременно. США, наращивающие госдолг по $3'000 на человека в год, такое, наверно, позволить могут, мы — нет. А до тех пор, пока не наведут порядок с бесплатной парковкой на улицах, во дворах и в местах, где это вообще запрещено, говорить о строительстве паркингов рано.
ИМХО, оба пункта пока совершенно не требуются городу в каких-либо заметных масштабах, а говорить о грозящей хаотичной "подземной застройке" — буря в стакане воды. Вопрос, зачем она.
3. Наличие же в статье упоминания о запихивании под землю ТПУ (очевидно, с наземным транспортом), пешеходных галерей, противоречащих нынешней урбанистике, как и некоторые другие пункты — либо неудачная попытка придать весомости, написав "до кучи", либо банальное перетягивание одеяла в интересах своего бизнеса. Хорошо, что люди не разваливают свои предприятия, но их интересы со мной, как с рядовым жителем города, увы, не совпадают.
Ответить

Вернуться в «Метро и пресса»