Выпуск № 239 от 22.12.2008
Кому же светит «М»?
Юрий ИВАНОВ
В субботний полдень вступил в регулярную эксплуатацию новый семикилометровый участок питерской подземки со станциями «Волковская» и «Звенигородская». Такого события в нашем метро не было уже почти два десятилетия.
Жаль, что долгожданный праздник оказался каким-то «секвестированным». Ощущение этого появилось, едва ваш корреспондент прибыл в квартал с трехэтажными зданиями, покрашенными по такому случаю. Долго пришлось искать неоновую букву «М», но что-то никак не попадался на глаза этот символ питерского метро. Зато хозяева очередного торгового «монблана» (на первом этаже которого и размещен вестибюль станции) не поскупились на собственную рекламу, укрепив по фронтону различимое за версту название своей фирмы...
Но где же он, заветный вход в подземку? Выяснилось, что он обращен в сторону кладбища, а не Касимовской улицы, которая после железнодорожного виадука переходит в Бухарестскую улицу. С кладбища, кстати говоря, и буква «М» видна прекрасно, хотя со стороны домов – отнюдь...
Подпортили настроение и обстоятельства открытия станций. Только накануне, в пятницу, выяснилось, что новая широко разрекламированная схема движения метропоездов отложена на будущее. Что Правобережная линия остается пока прежней. Что станция «Спасская» хоть и построена, но пассажиров пока не примет: закавыка в новых эскалаторах, построенных «Универсалмашем», но не прошедших еще достаточных испытаний.
– Это практически самые современные подъемники для пассажиров, – говорит начальник метрополитена Владимир Гарюгин. – Они отлично зарекомендовали себя в торговых комплексах, бизнес-центрах, но в метростроении мы решили их применить впервые. Ведь на пересадочных узлах нам предоставилась возможность вместо трех использовать четыре эскалатора. Но, честно говоря, закралось сомнение – выдержат ли они огромный поток пассажиров (4 тысячи человек в час) в предновогодние дни, да еще на новом пересадочном узле, с которым многие петербуржцы и не знакомы по-настоящему. А вдруг в это время случится сбой?
– Конечно, можно было нажать и на конструкторов и на монтажников, но мы решили это не делать, – продолжает Владимир Александрович. – Пусть отладят все как положено, погоняют эскалаторы под нагрузками... И в январе мы их запустим в регулярную эксплуатацию вместе со всей Приморско-Фрунзенской линией, на схеме она фиолетового цвета. Вот тогда Правобережная линия будет финишировать на «Спасской», обретя переходы на «Сенную» и «Садовую».
И еще один момент. Следуя с «Волковской» на «Звенигородскую», поезда проходят без остановки «Обводный канал» – третью станцию этого участка Фрунзенского радиуса (у нее пока нет выхода на поверхность – говорят, до 2010 года).
В субботу на станции «Волковская» состоялся традиционный митинг с вручением оригинального ключа от нового участка. Поблагодарив работников Метростроя, глава города Валентина Матвиенко не преминула напомнить:
– В своей программе перед выборами в губернаторы я обещала, что все сделаю, чтобы Купчинский радиус метро запустить в эксплуатацию. Сегодня этот день наступил.
Спасибо губернатору. Федеральные ведомства много лет смотрят на питерское метро, как на обузу. Суммы на содержание, эксплуатацию и строительство скоростного пассажирского транспорта в северной столице выделяются явно недостаточные. И только благодаря финансированию со стороны города удалось переломить ситуацию. В последние годы на метрополитен выделяется все больше и больше средств: в 2008-м, например, – 13 млрд рублей.
Метростроевец с 25-летним стажем, а ныне депутат Законодательного собрания, заместитель председателя комиссии ЗакСа по городскому хозяйству Анатолий Костерев знает всю ситуацию изнутри. Вот что он рассказал:
– Только благодаря совместным усилиям исполнительной и законодательной властей удается решать непростые проблемы содержания метро и строительства новых линий. На разных уровнях мы пытаемся добиться такого положения, чтобы метро финансировалось по схеме 50х50. Одну половину денег выделяет городская казна, другую – федеральный центр. Несмотря на то что метростроение называют приоритетным в пассажирском транспорте, городу на свои средства с годами становится все сложнее решать этот вопрос.
Конечно же, горожане благодарны метростроевцам. Ведь новая ветка пущена в эксплуатацию как минимум на 36 месяцев раньше нормативного срока строительства подобных объектов. Не всем известно, кстати, что та же «Волковская» (подрядчик СМУ-10, которое возглавляет Юрий Пидник) ждала пассажиров еще с 6 декабря. А 16 декабря бригады «Тоннельного отряда-3» (руководитель Владимир Чурляев) практически завершили «Звенигородскую»...
И все-таки радость ничуть не затмевает существующие сегодня проблемы с развитием городской подземки. Об этом высказывались и сами метростроевцы, с которыми мы ехали в первом поезде к «Звенигородской» (здесь осуществляется пересадка на «Пушкинскую» Кировско-Выборгской линии). Машинист электровоза Сергей Егоров обозначил, например, одну из таких проблем:
– Скажите на милость, где территории под новые стройплощадки для сооружения будущих станций? Сейчас мы имеем лишь две: для «Бухарестской» на углу улицы Салова, для «Международной» (угол улиц Белы Куна и Бухарестской), а строителям станции «Проспект Славы» и притулиться-то негде. Кто зарезервирует землю под будущие станции?..
Вопрос и в самом деле непростой. Одиннадцать лет не могут городские власти разобраться с наземным вестибюлем «Адмиралтейской». Вернее, с местом определились, но стройплощадки до сих пор нет. Чуть ли не год поезда напролет проходили мимо станции «Крестовский остров». Теперь будем кататься мимо «Обводного канала».
Со всем этим надо определяться, и побыстрее. Ведь к 2020 году планируется построить 41 станцию. Надо спешить. Пока иные хозяева не завладели землями, необходимыми для будущих метровокзалов.
ФОТО Дмитрия РАТНИКОВА
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10255070@SV_Articles