Константин Филиппов писал(а):То, что такая практика в своё время (в 90-е) была — известно (как в нашей городской администрации не знаю, но в целом по России точно), но в данной ситуации я, действительно не знаю имеет это место быть или нет, о чём прямо и сказал. Но я не вижу другого способа логически объяснить почему до сих пор деньги которые нужно выделить летом (напр. на укладку асфальта) выделяются в ноябре/декабре с явным намерением освоить до конца года.
Да, раньше такая история была. Теперь Бюджетный Кодекс такие штуки не позволяет.
Если кратко, так происходит потому, что для того, чтобы выплатить деньги из бюджета, нужно сделать 100500 процедур, которые должны (теоретически) защитить деньги от разворовывания. При этом эти процедуры последовательно выполняются на многих уровнях, и их запараллелить нельзя (условно говоря: нельзя объявить конкурс до получения денег от вышестоящего бюджетного распорядителя). Все процедуры в госорганах выполняются медленно. Тут, думаю все понятно.
Дальше следующая посылка 1 января все превращается в тыкву. Нельзя начать делать процедуры в декабре, если задача стоит заплатить за работы в марте. Их нужно начать обязательно в январе. А там новогодние каникулы, напоминаю. Ты сидишь и ждешь, пока вышестоящая организация выйдет из новогодних каникул и проведет все необходимые процедуры, прежде чем начать что-то делать сам. Пока эта волна прокатится с самого верха до самого низа... В общем, в марте конкурс, дальше 45 дней, чтобы все заинтересованные фирмы могли решать, участвовать им или нет, дальше заключается государственный контракт... Если в июле начнут работать, хорошо. И это для контрактов, которыми начали заниматься в начале года. Это история на тему «почему нельзя что-то делать в начале года».
Почему нужно срочно все освоить до конца года? Потому что, напоминаю, 1 января все превращается в тыкву. 1 января все остатки выделенных тебе сверху денег у заказчика забирают. Соответственно. если ты сейчас не потратишь их на ремонт дороги, у тебя их отберут, а за ямы на дорогах все равно отвечать. Кроме того, пусть тебе выделяют 100 миллионов в год, а ты потратил 80, 20 осталось «недоосвоенными» (замечательное слово). В следующем году тебе автоматом выделят 80 миллионов — а зачем тебе больше? И премии тебя лишат — за не
Таким образом, в декабре выгодно остаток денег даже просто выкинуть — иначе будет плохо на следующий год. Эта история на тему «почему все быстро делают в конце года».
В общем, проблема не сколько в плохом чиновнике, сколько в системе. Она сверху разработана таким образом.
В основном из-за того, что в условно-ельцинские времена воровали много. Поэтому в условно-путинские времена были разработаны те самые 100500 процедур, которые нужно делать — в целях защиты от воровства. Ну например, денег «на руки» не дают, а они лежат на счету Федерального казначейства в ЦБ. Соответственно новая процедура — если пора кому-то платить, ты не сам платишь, а платит Федеральное казначейство за тебя, проверив твои документы.
Правда, от воровства процедуры не спасают, а прохождение дела замедляют.
P.S. Модераторам — отдельную тему, может быть?