Re: Киевское метро
Добавлено: 04 дек 2012, 17:23
Немного из истории строительства:
Сложной инженерной задачей было строительство промежуточного вестибюля на станции «Арсенальная» — самой глубокой станции Киева. Вязкие глины, текучие суглинки и прослойки плывунов не позволяли вести работы закрытым способом. Поэтому было принято решение соорудить вестибюль на поверхности и опустить его на проектную отметку под защитой лёдогрунтовой стенки круглого очертания, созданной на всю глубину его погружения вокруг конструкции.
Колоколообразный «стакан» вестибюля был выполнен из монолитного железобетона. Он представляет собой цилиндр без дна с купольным покрытием наружным диаметром 22,6 м и высотой 18,7 м. На поверхности земли, точно над тем местом, куда должен был опуститься вестибюль, был отрыт котлован глубиной 4 м, сделана опалубка и выполнена из железобетона цилиндрическая часть конструкции вестибюля с перекрытием. Нижняя часть стакана по всему периметру была снабжена ножом, который под действием тяжести конструкции врезался в грунт по мере его выбирания. В земле, по центру вестибюля, на глубину его опускания, был сделан шурф сечением 2,3×2,3 м для удаления породы с временным шпунтовым креплением стен из досок. Грунт внутри стакана вестибюля разрабатывался экскаватором. Недалеко от места погружения вестибюля был оборудован демонтажный ствол со скиповым подъёмником для удаления породы. Демонтажный ствол был соединён с шурфом специальной штольней, имевшей транспортёр. Для правильного положения «тела» вестибюля в процессе опускания, грунт снимался равномерно по всей площади и сбрасывался в шурф, откуда порода попадала на транспортёр, а затем в скиповый подъёмник демонтажного ствола. После того, как конструкция вестибюля опустилась ниже поверхности земли, над куполом была устроена изоляционная подушка из глины, куда стали сбрасывать вынутую породу. Нагрузка на купол вестибюля около 10 тыс. т породы усилила его врезание в грунт, позволила увеличить скорость его опускания и дала возможность перемещать вынутый грунт непосредственно в воронку, образовавшуюся на месте опускания вестибюля. Для изоляции лёдогрунтового массива и предохранения вестибюля от промерзания пространство между наружной стенкой сооружения и грунтом было засыпано шлаком. Через каждые 8—10 м над вестибюлем устраивались песчаные подушки высотой 40—50 см, предотвращающие образование сводов из засыпаемой породы. Выпирание грунта в «стакан» составляло в среднем 0,5—1,0 м, а при прохождении слоя грунтовых вод — до 7,0 м.
Для обеспечения правильной посадки вестибюля на проектную отметку и во избежание перекосов был заранее уложен ленточный фундамент: путём устройства кольцевой штольни сечением 2,8×2,3×1,8 м, которую заполнили бетоном. Бетон подавался по специально смонтированному трубопроводу транспортёрами. После посадки вестибюля на фундамент дно было забетонировано. Опускание продолжалось 3 месяца и 25 дней и было закончено на 5 суток раньше намеченного срока. После опускания вестибюля воронку засыпали песком.
Сложной инженерной задачей было строительство промежуточного вестибюля на станции «Арсенальная» — самой глубокой станции Киева. Вязкие глины, текучие суглинки и прослойки плывунов не позволяли вести работы закрытым способом. Поэтому было принято решение соорудить вестибюль на поверхности и опустить его на проектную отметку под защитой лёдогрунтовой стенки круглого очертания, созданной на всю глубину его погружения вокруг конструкции.
Колоколообразный «стакан» вестибюля был выполнен из монолитного железобетона. Он представляет собой цилиндр без дна с купольным покрытием наружным диаметром 22,6 м и высотой 18,7 м. На поверхности земли, точно над тем местом, куда должен был опуститься вестибюль, был отрыт котлован глубиной 4 м, сделана опалубка и выполнена из железобетона цилиндрическая часть конструкции вестибюля с перекрытием. Нижняя часть стакана по всему периметру была снабжена ножом, который под действием тяжести конструкции врезался в грунт по мере его выбирания. В земле, по центру вестибюля, на глубину его опускания, был сделан шурф сечением 2,3×2,3 м для удаления породы с временным шпунтовым креплением стен из досок. Грунт внутри стакана вестибюля разрабатывался экскаватором. Недалеко от места погружения вестибюля был оборудован демонтажный ствол со скиповым подъёмником для удаления породы. Демонтажный ствол был соединён с шурфом специальной штольней, имевшей транспортёр. Для правильного положения «тела» вестибюля в процессе опускания, грунт снимался равномерно по всей площади и сбрасывался в шурф, откуда порода попадала на транспортёр, а затем в скиповый подъёмник демонтажного ствола. После того, как конструкция вестибюля опустилась ниже поверхности земли, над куполом была устроена изоляционная подушка из глины, куда стали сбрасывать вынутую породу. Нагрузка на купол вестибюля около 10 тыс. т породы усилила его врезание в грунт, позволила увеличить скорость его опускания и дала возможность перемещать вынутый грунт непосредственно в воронку, образовавшуюся на месте опускания вестибюля. Для изоляции лёдогрунтового массива и предохранения вестибюля от промерзания пространство между наружной стенкой сооружения и грунтом было засыпано шлаком. Через каждые 8—10 м над вестибюлем устраивались песчаные подушки высотой 40—50 см, предотвращающие образование сводов из засыпаемой породы. Выпирание грунта в «стакан» составляло в среднем 0,5—1,0 м, а при прохождении слоя грунтовых вод — до 7,0 м.
Для обеспечения правильной посадки вестибюля на проектную отметку и во избежание перекосов был заранее уложен ленточный фундамент: путём устройства кольцевой штольни сечением 2,8×2,3×1,8 м, которую заполнили бетоном. Бетон подавался по специально смонтированному трубопроводу транспортёрами. После посадки вестибюля на фундамент дно было забетонировано. Опускание продолжалось 3 месяца и 25 дней и было закончено на 5 суток раньше намеченного срока. После опускания вестибюля воронку засыпали песком.