Re: 81-556/557/558 «НеВа»
Добавлено: 26 ноя 2022, 23:35
Как раз сегодня заметил подобные конструкции и в синей тоже
16.01.2023, ПитертранспортГУП "Петербургский метрополитен" объявило электронный запрос котировок (2,6 млн руб.) на оказание услуг по формированию перечней материалов, запасных частей и комплектующих к оборудованию, находящемуся в эксплуатации на вагонах моделей 81-556/557/558 ("НеВа"), а также программного обеспечения в части импортозамещения. Итоги этой закупки планируется подвести 23 января 2023 года, срок оказания услуг с 6 февраля по 7 апреля 2023 года. Мы заглянули в техническое задание, чтобы узнать подробности.
Как известно, производством поездов серии "НеВа" занималось ООО "ВАГОНМАШ", которое создавалось как совместное предприятие чешской Škoda Transportation a.s. (51%) и петербургского "Кировского завода" (49%), хотя по официальным документам эти 49% акций находились в залоге и какое-то время принадлежали офшору "Леонтодон Ридео Лимитед" на острове Гернси в проливе Ла-Манш (до 2013 года были оформлены на другой офшор - "Ди энд Ар Индастри Лимитед"). Из-за столь туманной структуры собственников в 2015 году даже возникали сложности с заключением контракта на поставку вагонов, однако тогда их удалось решить. С 29 декабря 2022 года, согласно выписке из ЕГРЮЛ, единственным акционером ООО "ВАГОНМАШ" является компания Škoda Transportation a.s., зарегистрированная в Чехии, - стране, с недавних пор "недружественной" для РФ.
Санкционные баталии, получившие своё активное продолжение в минувшем году, а также ухудшение геополитической обстановки неминуемо сказались и на вопросах, связанных с эксплуатацией номинально российской "НеВы" в Петербургском метрополитене. Заключение договоров с компаниями, учредителями или владельцами которых являются европейские организации, становится с каждым днём всё более проблематичным, если не сказать - невозможным. В таких условиях можно считать чудом, что 31 октября 2022 года ГУП "Петербургский метрополитен" подписало с ООО "ВАГОНМАШ" договор на выполнение работ по текущему ремонту в объёме ТР-3 вагонов метрополитена моделей 81-556, 81-557, 81-558 общей стоимостью 136 млн рублей (ТР-3 должен пройти состав 56009-57009-58009-58010-57010-56010). Срок выполнения работ по этому договору истечёт уже совсем скоро - 14 февраля 2023 года.
Возможное в дальнейшем отстранение от эксплуатации составов повлечёт проблемы с перевозками пассажиров на Невско-Василеостровской линии метрополитена. Поэтому в рамках объявленной закупки её победителю предстоит выполнить натурный осмотр "НеВы" в электродепо ТЧ-5 "Невское" (без подъема кузова, демонтажа оборудования и пр.) и в течение двух месяцев с даты заключения договора сформировать перечни оборудования, запасных частей, комплектующих к оборудованию, материалов, программного обеспечения (ОЗКМП), подлежащих замене с целью дальнейшего проведения опытно-конструкторских работ или ремонта подвижного состава в части импортозамещения.
В итоге Петербургский метрополитен должен получить:
- перечень ОЗКМП к самостоятельной замене (при самостоятельной замене ОЗКМП замена других сопряженных систем и/или компонентов не требуется, при замене любых (одного из) ОЗКМП из перечня к самостоятельной замене происходит полная интеграция в подвижной состав без ухудшения технических характеристик и имеющихся функций подвижного состава, не требующая замены иных ОЗКМП);
- перечень ОЗКМП, необходимых к групповой замене (при групповой замене ОЗКМП требуется замена всех ОЗКМП, указанных в группе для интеграции в подвижной состав без ухудшения технических характеристик и имеющихся функций подвижного состава);
- техническое обоснование по каждой позиции перечней ОЗКМП.
Все перечни должны быть согласованы с заводом-изготовителем вагонов. Гарантийный срок на оказанные услуги - не менее 60 месяцев.
В техническом задании особо отмечается, что:
У заказчика отсутствуют исходники кодов программного обеспечения на ОЗКМП, установленное на вагоне. Большая часть установленного оборудования выполнена по принципу модульных конструкций и состоит из наборов электронных плат. В свою очередь платы представляют из себя набор радиоэлектронных элементов, логических элементов. Кроме того, имеются контроллеры и электронные интегральные микросхемы, которые имеют программное обеспечение. На данные программируемые элементы исходное программное обеспечение отсутствует. Кроме того, на многие позиции установлен код-пароль производителем данного оборудования с целью исключения несанкционированного вмешательства в их работу. При отсутствии программного обеспечения и (или) возможном наличии код-пароля становится проблематично создание типового узла для замены существующего с учётом существующих электрических и интерфейсных соединений между элементами, устройствами и (или) элементами внутри блока. Кроме того, многие устройства компонуются между собой в подсистемы, связанные как электрически, так и различными интерфейсами для обмена данными и выдачей команд на основании полученных данных. Подсистемы (элементы системы) формируют систему оснащения и оборудования подвижного состава. Взаимодействие всех подсистем напрямую связано с системой управления подвижного состава. Поэтому замена одного из элементов системы или замена оборудования, входящего в состав подсистемы, может привести к нарушению взаимодействия всех подсистем и системы в целом.
UPD от 23.01.2023. На участие в закупке была подана только 1 заявка (ООО "ВАГОНМАШ"). Закупочная комиссия метрополитена отклонила её за не предоставление в составе заявки действующей редакции Устава от 29.12.2022 (был приложен Устав ООО "ВАГОНМАШ" от 10.08.2022).
Зато на повторную процедуру вышло 2 участника, победило ООО "РоЭлПром" из города Бугульма Республики Татарстан.mx писал(а): ↑25 мар 2024, 19:15 На конкурс по разработке документации на переоборудование НеВы никто не заявился.
Ну в целом это замена "мозгов" и привода. Удовольствие дорогое. В Москве, например, изи замены САУ Витязь-1М пока так и не начался КР Русичей. Возвращаясь к НеВе... По мозгам выбор не велик - либо САУ "Скиф" (или что-то на её основе) от НИИП им. Тихомирова, либо что-то от НПП "Элара". По приводу тут только мытищинский КАТП-4, других производителей приводов для вагонов метро у нас нет.am3plus писал(а): ↑25 июл 2024, 23:56 В списке элементов под замену числятся "система управления верхнего уровня" и "тяговый контейнер". Означает ли это, что могут заменить бортовой компьютер и контроллеры электродвигателей, скажем, на те, что используются на нынешних "Балтийцах"? Или всё-таки не настолько капитальная замена предполагается?