Мистика, головопятство и мужество

Здесь все вещи, которые пишут о метро в прессе.
Аватара пользователя
Olivia
Сообщения: 212
Зарегистрирован: 25 апр 2008, 02:55
last_fm: MetroFan
Станция метро: Парашютная
Откуда: Spb-Msk
Контактная информация:

Мистика, головопятство и мужество

Сообщение Olivia »

Мистика, головопятство и мужество
Забытые даты
8 апреля исполняется 35 лет с того дня, как в Ленинграде произошла катастрофа - прорыв на строящейся линии метро между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества".
Знатоки истории города в те дни вспоминали не кого-нибудь, а самого Григория Распутина. Дело вт ом, что когда тело Распутитна везли к месту захоронения, автомобиль заглох и остановился у посёлка Лесная. Хладный труп "святого чёрта" зачем-то выгрузили и положили на землю. Так вот, утверждают, что страшный прорыв случился именно под тем местом, где некоторое время успел полежать Распутин. Казалось, что годы спустя его злой дух восстал из ада, чтобы отомстить людям за такое унижение.
Но было и другое, более рациональное объяснение. Почему тоннель метро понадобилось строить именно на 80-метровой глубине, причём на участке так называемого "плывуна" - чрезвычайно насыщенного водой песка? К чему этот риск, заведомо ставивший под угрозу жизни людей? Можно было пойти в обход, слегка удлинив путь, но сделать его более надёжным. Не стали потому, что в советско-коммунистических традициях было "делать подарки" к окончанию очередной пятилетки. А тут как раз близилась к завершению девятая пятилетка. И Ленинградский обком КПСС требовал от метростроителей сделать свой "подарок". Руководство метростроя не смогло отстоять в высоких инстанциях свою позицию и согласилось проходить "плывун".
Но ведь был и проект иного рода - бурить тоннель выше намеченного уровня. И здесь вмешались вполне земные силы. Высокопоставленные военные наложили на этот вариант своё вето (а с ними планы строительства метро согласовывались в обязательном порядке) потому, что над тоннелем располагались два оборонных предприятия. Военные опасались, что иностранные "шпионы" каким-то образом смоут проникнуть на их территории из-под слишком близко проложенной ветки метро.
Специалисты долго ломали головы над тем, как выйти из этого заколдованного круга. И придумали так называемую "рассольную" заморозку. Суть её стостояла в том, чтобы замораживать плавучие зыбуны, закачивая в них хлорид кальция, замороженный до -240 С. Первоначально всё проходило удачно. Но страшный сюрприз природы оказался неизбежен.
В тот момент, когда шла прокладка нижнего тоннеля, именно 8 впреля 1974 года, стенки верхнего тонеля прорвали тонны зыбучего песка. Они рвались вперёд со скоростью болида на соревнованиях "Формулы-1" - примерно 200 км/ч. Потом специалисты оценили объём прорыва в 40 тысяч кубометров. Все усилия строителей и проектировщиков вмиг пошли прахом. Но этого мало. Сила прорыва под землёй сказалась и на поверхности. На территории одного из тех самых оборонных объектов, за которые так опасались военные, корпус здания рухнул, будто под него подложили сотню килограммов взрывчатки.
И всё же, если есть на свете чудеса, то одно из них случилось в этот страшный день. Никто при катастрофе не погиб. Люди остались живы, хотя кое-кого из раненых пришлось отправлять в больницу. И моментально начались аварийные работы - устанавливались насосы, применялось азтное замораживание. Участники событий вспоминают, что пришлось забрать всё сено из Ленинградского зоопарка, понадобившееся для затыкания прорех буквально вручную.
Есть версия, о которой в ту пору предпочитали говорить полушёпотом. Вроде бы из земных глубин вслед первому плывуну на поверхность земли мог стремительно двигаться второй, небывалый, гигантский. Способный снести с лица земли Ленинград как таковой. Масштабы катастрофы могли равняться ядерной бомбардировке.
Надо по сей день говорить спасибо всем, кто участвовал в ликвидации прорыва. Люди работали под землёй в мороз, не считаясь ни с чем. Риск срочного использования жидкого азота (до этого не применявшегося в тоннельно-проходческой практике нигде в мире) полностью оправдался. Были изобретены и другие принципиальные новации. Кстати, потом они распространились по всему миру, например, при строительстве тоннеля под Ла Маншем. Беда только в том, что авторы этих новаций не успели запатентовать свои идеи. Было некогда, да и в советской практике это было не принято.
Участок всё-таки проложили, но до 1995 года он считался самым опасным в нашем метро, хотя пассажиры не догадывались об этом. Потом его пришлось закрыть на годы. Сегодня, говорят специалисты, после реконструкции, некогда грозный тоннель превратился в самый безопасный участок метрополитена. Пусть так будет всегда. И спасибо тем, кто в те дни спасал наш город.
Валерий Островский,
историк

газета Санкт-Петербургский Курьер, №13 02.04 - 08.04.2009
If you wanna be rich, you've got to be BITCH! ;-)
Не говори спасибо, поставь "+" (с)
Аватара пользователя
в40
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 14633
Зарегистрирован: 05 фев 2009, 19:46
Станция метро: Проспект Большевиков
Откуда: Дачное

Re: Мистика, головопятство и мужество

Сообщение в40 »

"...замораживать плавучие зыбуны, закачивая в них хлорид кальция, замороженный до -240 С..." и ещё "...Они рвались вперёд со скоростью болида на соревнованиях "Формулы-1" - примерно 200 км/ч..." - похоже, что в школе оценка была "неуд." и по химии, и по физике!
О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О
Zhuravkov
Сообщения: 2391
Зарегистрирован: 27 фев 2007, 16:42
Станция метро: Спортивная-2
Откуда: Васильевский остров

Re: Мистика, головопятство и мужество

Сообщение Zhuravkov »

Olivia, спасибо большое!
что ни слово - то перл. прикольная статья.
но вот "самый безопасный участок метрополитена" - это какая-то совсем ерунда.
плывун же никуда не делся. на несколько десятилетий можно забыть, а потом снова предстоит решать ту же проблему.
а про Распутина, вроде, нигде не было еще.
Randy
Сообщения: 3138
Зарегистрирован: 25 янв 2005, 13:31

Re: Мистика, головопятство и мужество

Сообщение Randy »

хлорид секретный, физика может и не знать (почти (с)
Аватара пользователя
darkglare
Сообщения: 2112
Зарегистрирован: 26 ноя 2006, 07:31
Станция метро: Автово
Откуда: Питер

Re: Мистика, головопятство и мужество

Сообщение darkglare »

господа знатоки физики и химии! не все такие умные, как вы, автор - историк, я тоже общественник-гуманитарий, мне физика и особенно химия - что магия и волшебство... пожалуйста, объясните доходчиво и логично другим, кто не схватывает такие вещи на лету, почему не могли применять "хлорид кальция, замороженный до -240 С", и почему плывун не мог прорваться со скоростью 200 км/ч? тут метрофорум, а не физико-химический, ляпы не из серии очевидных глупостей и общих знаний, а узкоспециальные, т.ч. вы хоть поясните, над чем смеяться-то, в чем суть данных ляпов... :Search:
Аватара пользователя
mx
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 4057
Зарегистрирован: 14 сен 2005, 21:32
Станция метро: -------
Откуда: 59`50N 30`25E

Re: Мистика, головопятство и мужество

Сообщение mx »

Мужик-гуманитарий видимо имел в виду -24ºС, или ошибся или опечатка. -240ºС - температура жидких газов, да и то не каждого, при такой температуре любой солевой раствор мгновенно замёрзнет. Насчёт формулы-1 тоже чушь, при таком объёме водопритока тоннель затопило бы мгновенно. Но вот про Распутина и восставших из ада духов конечно круто - такого ещё не слышал.
Всё потому, что кто-то слишком много ест!
Roskas
Сообщения: 585
Зарегистрирован: 13 авг 2008, 08:55
Откуда: Санкт-Петербург, МПЛ

Re: Мистика, головопятство и мужество

Сообщение Roskas »

Веселенькая статья! Как всегда, из потенциально хорошей статьи сделали непойми что. А "подарки к празднику" сегодняшние власти любят едва ли не больше предыдущих.
Кстати, мой приятель-метростроевец, который участвовал в восстановлении разорванного участка, рассказывал такую версию причины размыва. Якобы кто-то из среднего руководящего состава тех кто работает под землей (не помню точно то ли бригадир то ли инженер) для проверки пространства за обделкой тоннеля (кажется оно называется закрепным, поправьте кто знает) вывернул пробку. И то ли ее не закрутили нормально обратно и из-за этого начала сочиться вода с песком, то ли из-за того что пошла вода пробку не смогли нормально завернуть, короче целостность была нарушена и водно-песчаный абразив сделал-таки свое дело.
Недопущение самопроизвольного перемещения в соответствии с поступившей информацией по радиовещанию.
tu2-167
Человек и паровоз
Сообщения: 3430
Зарегистрирован: 26 май 2004, 23:12
Откуда: Город Герой - Ленинград
Контактная информация:

Re: Мистика, головопятство и мужество

Сообщение tu2-167 »

Ну хоть "Прорыв" то историк мог посмотреть... Сеном затыкали бреши.. Аха, а потом замазывали их ослиным навозом. Получался этакий надёжный тоннель в стиле среднеазиатских домов из верблюжего помёта и того самого сена... Сено применялось в качестве фильтра, чтобы защитить насосы от износа, когда откачивали песководяную смесь.
Ну а про -240 уже всё до меня сказали. Переборщил, а скорее всё в кучу смешалось в голове у бедного гуманитария. Азот с кальцием выдал загадочную температуру. Однако наличие слова "рассол" показывает, что человек интересовался холодильными установками.
Статься понравилась, а на технические моменты можно прикрыть глаза. Большой плюс, что о дате человек напомнил..
Zhuravkov
Сообщения: 2391
Зарегистрирован: 27 фев 2007, 16:42
Станция метро: Спортивная-2
Откуда: Васильевский остров

Re: Мистика, головопятство и мужество

Сообщение Zhuravkov »

такая статья не понравится только совсем уж зануде.
но Гуманитарный Склад Мышления - это диагноз, будем снисходительны.
Randy
Сообщения: 3138
Зарегистрирован: 25 янв 2005, 13:31

Re: Мистика, головопятство и мужество

Сообщение Randy »

да, пожалуй, за головоПятство все ему можно простить!
Аватара пользователя
Olivia
Сообщения: 212
Зарегистрирован: 25 апр 2008, 02:55
last_fm: MetroFan
Станция метро: Парашютная
Откуда: Spb-Msk
Контактная информация:

Re: Мистика, головопятство и мужество

Сообщение Olivia »

mx писал(а):Мужик-гуманитарий видимо имел в виду -24ºС, или ошибся или опечатка. -240ºС - температура жидких газов, да и то не каждого, при такой температуре любой солевой раствор мгновенно замёрзнет. Насчёт формулы-1 тоже чушь, при таком объёме водопритока тоннель затопило бы мгновенно. Но вот про Распутина и восставших из ада духов конечно круто - такого ещё не слышал.

Опечатка, может, в самой газате, вроде я всё верно правила.
Про Распутина меня саму позабавило, вот бы о чём я никогда не узнала, кроме как из этой статьи )) Там ещё картинка есть - тоннель сразу после происшествия, но не перефотографировать же :-)
If you wanna be rich, you've got to be BITCH! ;-)
Не говори спасибо, поставь "+" (с)
Аватара пользователя
мЕтрофанушка
Сообщения: 1779
Зарегистрирован: 16 мар 2005, 14:33
Станция метро: Ломоносовская
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Мистика, головопятство и мужество

Сообщение мЕтрофанушка »

Roskas писал(а):Веселенькая статья! Как всегда, из потенциально хорошей статьи сделали непойми что. А "подарки к празднику" сегодняшние власти любят едва ли не больше предыдущих.
Кстати, мой приятель-метростроевец, который участвовал в восстановлении разорванного участка, рассказывал такую версию причины размыва. Якобы кто-то из среднего руководящего состава тех кто работает под землей (не помню точно то ли бригадир то ли инженер) для проверки пространства за обделкой тоннеля (кажется оно называется закрепным, поправьте кто знает) вывернул пробку. И то ли ее не закрутили нормально обратно и из-за этого начала сочиться вода с песком, то ли из-за того что пошла вода пробку не смогли нормально завернуть, короче целостность была нарушена и водно-песчаный абразив сделал-таки свое дело.


Вы перещеголяли исходную статью.

Кстати, статья понравилась.
C 07.06.2010 бойкотирую петербургский метрополитен, а вместе с ним НИП, ЭТХ и ЗОП. За время бойкота сдал сессию на отлично, нашел работу и начал туда ходить. Всё это время продолжаю жить на проспекте Ветеранов, а учусь и работаю в центре. Машины нет.
Алексей Евгенич
Сообщения: 926
Зарегистрирован: 18 дек 2008, 15:33
Станция метро: Дунайская

Re: Мистика, головопятство и мужество

Сообщение Алексей Евгенич »

Да.. -240 - это уже жидкий гелий... Не азот... Азот то я сам в свое время разливал, будучи работая в криогенной лаборатории Политеха....

"Вроде бы из земных глубин вслед первому плывуну на поверхность земли мог стремительно двигаться второй, небывалый, гигантский. Способный снести с лица земли Ленинград как таковой. Масштабы катастрофы могли равняться ядерной бомбардировке." - сорри, не понял... У меня есть некие познания в пгидрогеологии... Тут что то не так... Что то не слыхивал что мы на таком вот "минном поле"...

И вопрос.. Кина "Прорыв", что смотрел и помню - насколько в кине близко к истине, т.е. к тому что было? Полная лажа или б/м реалистично?
holms_2000
Сообщения: 1130
Зарегистрирован: 23 май 2005, 10:48
Станция метро: Лиговский Проспект-2
Откуда: м.Проспект Большевиков

Re: Мистика, головопятство и мужество

Сообщение holms_2000 »

Обидно, что историк пользовался желтой прессой и слухами, а не архивными документами, вот оттуда и появились болиды и армагеддон со 2 плывуном. Это не историк, а журналамер.
Метро - наш дом родной !!!
Берегите его!!!
Другого у нас не будет.
sergeant-1
Сообщения: 317
Зарегистрирован: 09 сен 2008, 11:41
Откуда: Волковская

Re: Мистика, головопятство и мужество

Сообщение sergeant-1 »

.....и вообще болиды передвигаются со скоростью 300-350 км\ч..... :D
Насчёт Распутина и второго плывуна особенно позабавило. А ещё из-под земли марсиане должны были вылететь, как в "Войне миров" у Спилберга....
ЗЫ И в самом деле головопятство. :D
Пессимист - это хорошо информированный оптимист.
Ответить

Вернуться в «Метро и пресса»