Мистика, головопятство и мужество
Забытые даты
8 апреля исполняется 35 лет с того дня, как в Ленинграде произошла катастрофа - прорыв на строящейся линии метро между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества".
Знатоки истории города в те дни вспоминали не кого-нибудь, а самого Григория Распутина. Дело вт ом, что когда тело Распутитна везли к месту захоронения, автомобиль заглох и остановился у посёлка Лесная. Хладный труп "святого чёрта" зачем-то выгрузили и положили на землю. Так вот, утверждают, что страшный прорыв случился именно под тем местом, где некоторое время успел полежать Распутин. Казалось, что годы спустя его злой дух восстал из ада, чтобы отомстить людям за такое унижение.
Но было и другое, более рациональное объяснение. Почему тоннель метро понадобилось строить именно на 80-метровой глубине, причём на участке так называемого "плывуна" - чрезвычайно насыщенного водой песка? К чему этот риск, заведомо ставивший под угрозу жизни людей? Можно было пойти в обход, слегка удлинив путь, но сделать его более надёжным. Не стали потому, что в советско-коммунистических традициях было "делать подарки" к окончанию очередной пятилетки. А тут как раз близилась к завершению девятая пятилетка. И Ленинградский обком КПСС требовал от метростроителей сделать свой "подарок". Руководство метростроя не смогло отстоять в высоких инстанциях свою позицию и согласилось проходить "плывун".
Но ведь был и проект иного рода - бурить тоннель выше намеченного уровня. И здесь вмешались вполне земные силы. Высокопоставленные военные наложили на этот вариант своё вето (а с ними планы строительства метро согласовывались в обязательном порядке) потому, что над тоннелем располагались два оборонных предприятия. Военные опасались, что иностранные "шпионы" каким-то образом смоут проникнуть на их территории из-под слишком близко проложенной ветки метро.
Специалисты долго ломали головы над тем, как выйти из этого заколдованного круга. И придумали так называемую "рассольную" заморозку. Суть её стостояла в том, чтобы замораживать плавучие зыбуны, закачивая в них хлорид кальция, замороженный до -240 С. Первоначально всё проходило удачно. Но страшный сюрприз природы оказался неизбежен.
В тот момент, когда шла прокладка нижнего тоннеля, именно 8 впреля 1974 года, стенки верхнего тонеля прорвали тонны зыбучего песка. Они рвались вперёд со скоростью болида на соревнованиях "Формулы-1" - примерно 200 км/ч. Потом специалисты оценили объём прорыва в 40 тысяч кубометров. Все усилия строителей и проектировщиков вмиг пошли прахом. Но этого мало. Сила прорыва под землёй сказалась и на поверхности. На территории одного из тех самых оборонных объектов, за которые так опасались военные, корпус здания рухнул, будто под него подложили сотню килограммов взрывчатки.
И всё же, если есть на свете чудеса, то одно из них случилось в этот страшный день. Никто при катастрофе не погиб. Люди остались живы, хотя кое-кого из раненых пришлось отправлять в больницу. И моментально начались аварийные работы - устанавливались насосы, применялось азтное замораживание. Участники событий вспоминают, что пришлось забрать всё сено из Ленинградского зоопарка, понадобившееся для затыкания прорех буквально вручную.
Есть версия, о которой в ту пору предпочитали говорить полушёпотом. Вроде бы из земных глубин вслед первому плывуну на поверхность земли мог стремительно двигаться второй, небывалый, гигантский. Способный снести с лица земли Ленинград как таковой. Масштабы катастрофы могли равняться ядерной бомбардировке.
Надо по сей день говорить спасибо всем, кто участвовал в ликвидации прорыва. Люди работали под землёй в мороз, не считаясь ни с чем. Риск срочного использования жидкого азота (до этого не применявшегося в тоннельно-проходческой практике нигде в мире) полностью оправдался. Были изобретены и другие принципиальные новации. Кстати, потом они распространились по всему миру, например, при строительстве тоннеля под Ла Маншем. Беда только в том, что авторы этих новаций не успели запатентовать свои идеи. Было некогда, да и в советской практике это было не принято.
Участок всё-таки проложили, но до 1995 года он считался самым опасным в нашем метро, хотя пассажиры не догадывались об этом. Потом его пришлось закрыть на годы. Сегодня, говорят специалисты, после реконструкции, некогда грозный тоннель превратился в самый безопасный участок метрополитена. Пусть так будет всегда. И спасибо тем, кто в те дни спасал наш город.
Валерий Островский,
историк
газета Санкт-Петербургский Курьер, №13 02.04 - 08.04.2009